Энеолит
Первый период эпохи металла называют энеолитом («энеус» в переводе с латинского - медь, «литос» - камень), т.е. меднокаменным веком. В энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные.
Десятки энеолитических стоянок и сотни местонахождений с кварцитовой индустрией обнаружили археологи в степях Север-ного Прикаспия, недаром одну из энеолитических культур назвали прикаспийской.
Кроме стоянок, в Северном Прикаспии обнаружены и исследованы энеолитические погребения и могильники.
Энеолитические племена нашего края продолжали заниматься охотой и рыболовством, но скотоводству с этого времени отводится все большая роль.
О зарождении имущественной и социальной дифференциации в Поволжье в период развитого энеолита свидетельствуют находки каменных скипетров, которые считаются символами власти. Начинается патриархальный этап общественного развития, процесс расслоения аморфного до сих пор общества, выделения вождей и знати, которые сосредотачивают в своих руках власть и богатство.Узнать больше
Ямная культура
В раннем бронзовом веке в III тысячелетии до нашей эры территорию нашего края заселяли племена ямной культуры. Ямные племена хоронили умерших в простых могильных ямах, от которых и произошло название этих племен. Над ямами насыпали курганы.
Ямные племена считаются первыми степными кочевниками. Вести прежний образ жизни стало затруднительно, поэтому на смену придомному скотоводству, дополняемому охотой, рыболовством и собирательством, приходит кочевое скотоводческое хозяйство, хотя рыболовство попрежнему оставалось надежным источником питания на территории Астраханского края.
Скотоводство, составляющее основу хозяйства ямных племен Нижнего Поволжья, способствовало раннему и быстрому развитию частной собственности на скот и выделению патриархальной семьи как хозяйственной единицы.Узнать больше
Катакомбная культура
В начале второго тысячелетия до нашей эры на смену ямной приходит катакомбная культура, получившая название от особенности погребального обряда: в одной из стенок подкурганной ямы для захоронения вырубали особую камеру - катакомбу.
Для катакомбного общества характерно намеренное подчеркивание профессии умершего, известны захоронения разного ранга знати, оружейников, литейщиков, колесников, кожевников, воинов, художников, служителей культа и т.д. В катакомбном обществе уделялось большое внимание подчеркиванию социальной и профессиональной принадлежности.
Сосредоточение главного богатства - скота в руках отдельных семей привело к появлению богатых и бедных, о чем свидетельствуют курганы, каждый из которых служил кладбищем отдельной семьи.
В родовых могильниках, в каждом кургане этого времени основным является мужское погребение главы патриархальной семьи. В детских погребениях находят от нескольких десятков до сотен овечьих астрагалов, которые служили игральными костями. В погребениях встречаются также кости крупного рогатого скота.
Не потеряли значения в хозяйстве охота и рыболовство. Племена жили большими родовыми поселками, которым соответствовали и родовые курганные могильники, где каждый курган принадлежал отдельной семье.Узнать больше
Срубная культура
После катакомбных племен во 2 тыс. до н.э. в степях и лесостепях от Нижней Волги до Днепра на западе и до Приуралья на востоке расслелились племена срубной культуры. У племен срубной культуры умерших хоронили в грунтовых ямах, в которых иногда устраивались деревянные срубы, отчего и получила свое название эта культура.
Погребенных клали на левый, реже на правый бок в скорченном положении с согнутыми руками, головой на восток или северо-восток.
С XV в. до н.э. срубные племена основательно осваивают степь, о чем говорит появление большого количества одновременно существующих поселений, первоначально возникавших на первых пойменных террасах по берегам рек и степных озер.У срубных племен существовала металлообработка.
Археолого-этнографические материалы говорят о том, что древняя могила являет собой представления людей о модели мира: подземная часть символизирует нижний мир, надземная - верхний. Это членение соответствовало представлению о двух основных душах человека. Первая из них известна в этнографии как душа - тень. Ее посмертное существование связано с низом. Это темная сила. Вторая из двух душ, известная как душаимя, душаптица, являлась олицетворением бессмертия. Ее посмертное существование было связано с верхом, с солнечным восходом. Идея совмещения в человеке, как и во всем сущем, двух противоположных начал - темного и светлого - лежала в основе всего первобытного мировоззрения.Узнать больше