- Информация о материале
- Автор: С.С. Белоусов
- Категория: История края
- Просмотров: 857
Рейтинг: 5 / 5
Из истории раннего заселения Царицынского и Кизлярского трактов (вторая пол.XVIII в.) /в сокращении/
В истории освоения степей Волго-Донского междуречья крестьянами особое место занимают мероприятия российского правительства по заселению важнейших сухопутных артерий юго-востока России – Царицынского и Кизлярского трактов. Заселение этих стратегически важных для России прежде всего в геополитическом плане дорог являлось одним из важнейших компонентов политики российских властей в юго-восточном регионе на протяжении второй половины XVIII –первой половины XIX в.в.,
История заселения Кизлярского и Царицынского трактов теснейшим образом связана с созданием Кавказской укреплённой линии, основание которой было положено строительством в 1735 году Кизлярской, а в 1763 году Моздокской крепостей. Жизнеспособность новой линии, а значит, и успех российской колонизации в то время во многом зависели от состояния Кизлярского тракта, по которому на Кавказ доставлялось всё необходимое. Кизлярский тракт являлся составной частью Астраханского тракта, который начинался в Москве, проходил через Тамбов, Царицын, Астрахань, Кизляр и заканчивался в Моздокской крепости. Протяжённость Астраханского тракта составляла 1972 верст, из которых 560 вёрст приходились на Кизлярскую дорогу, пролегавшую в большей своей части по местности безводной, засушливой и безлюдной, что сильно ограничивало пропускную способность дороги и ставило под угрозу срыва снабжение российских войск на Кавказе
Необходимо отметить ещё и то, что отсутствие укреплённых пунктов вдоль пути и вообще каких-либо поселений во многом облегчало горцам и татарам возможность совершать свои нападения на проезжающих и на мирных жителей Астраханской губернии. 16 сентября 1763 года только вступивший в должность астраханского губернатора Н.А. Бекетов поручил сотнику Астраханского казачьего полка И. Голубеву с 6 казаками проехать по дороге от г. Астрахани к г. Кизляру и составить её описание. Отряд должен был измерить расстояние дороги и подыскать пригодные к поселению места. Казаки в точности выполнили задание и уже 10 октября того же года Голубев представил губернатору описание дороги. Отрядом был измерен путь в 351 версту от г.Астрахани к Кизляру и на всём его протяжении на расстоянии от 5 до 34 вёрст друг от друга выбраны 11 пунктов под поселения [2, с. 68] 2. Бирюков И.А. История Астраханского казачьего полка. Астрахань. 1911.. Внимательно ознакомившись с описанием дороги, Бекетов обратился в Сенат с предложением перенести Кизлярский тракт ближе к Каспийскому морю и учредить вдоль него несколько населённых пунктов [4] . Российский государственный архив древних актов (РГАДА.). В них губернатор предложил поселить астраханских и кизлярских казаков, дополнив их беглыми крепостными, проживавшими в Астрахани. Все они должны были получить по 10 рублей на двор для обустройства, а расходы на содержание дороги планировалось возложить за плату на калмыков. В целях возмещения затрат на содержание дороги Бекетов считал необходимым ввести пошлину для проезжавших и разрешить государственную винную торговлю на тракте [5] 5. Российский государственный военноисторический архив (РГВИА). Ф.23. Оп.1. Д.111. Л.6об-7.. Сенат в целом одобрил инициативу астраханского губернатора и в 1765 году поручил военному инженеру Левину обследовать дорогу, составить её подробное описание, а также в целях обеспечения безопасности тракта рассмотреть вопрос о постройке двух крепостей между Астраханью и Кизляром [4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.), л. 215]. В том же году Бекетов и Левин представили в Сенат свои сметы расходов и соображения о количестве людей, необходимых для поселения на тракте. Бекетов предложил привлечь к поселению на тракте 1000 семей донских казаков, но Сенат отклонил его проект [4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.), л. 216],
После этого дело о заселении Кизлярского тракта приостановилось на 12 лет. Следующая попытка заселения указанного тракта была предпринята во второй половине 70-годов XVIII века. В 1775 году в России была осуществлена реформа, установившая новую систему административно-территориального устройства страны и местного управления. Проведение реформы, в свою очередь, выдвинуло на передний план решение проблемы приведения в порядок существующей сети дорог и создание новых путей сообщений, способных связать прочной нитью со столицей и между собой новые административные губернские и уездные центры.
В 1777 году астраханский губернатор П.Н. Кречетников поручил местным властям поискать среди местных жителей согласных поселиться на Кизлярском тракте, одновременно выяснив: «какие надобны им притом привольности в торгах, сенокосе, в хлебопашестве, в рыболовстве, скотоводстве» [4, л. 216] » 4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.) Ф.16. Оп.1. Ч.4. Д.613. Л.214.. Так как добровольцев поселиться не нашлось, то командующий войсками Астраханской губернии генерал И.В. Якоби 25 ноября 1777 года вошёл в Сенат с представлением поселить принудительно на Кизлярском тракте «сходцев из верховых городов Волги» и крестьян, которые прибыли в губернию на поселение, но в силу различных обстоятельств не были устроены и добывали себе средства к существованию работами на соляных и рыбных промыслах. Этих людей он планировал поселить с денежными пособиями в 5-6 местах тракта, рассчитывая, что если они приживутся в новых селениях, то «может к тому и охотники скажутся, чрез что со временем Кизлярская дорога и довольно населиться может» [4, л. 217] » 4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.) Ф.16. Оп.1. Ч.4. Д.613. Л.214..
Предложения Якоби заинтересовали некоторых жителей Астраханской губернии. Свои услуги в деле заселения тракта предложили администрации служащий Астраханской садовой конторы Юсуп Тартбердыев, татарин Есек Юсупов с 20 кибитками калмыков и татар, в урочище Зензели со своими крепостными крестьянами (21 чел.) изъявил желание поселиться полковник Астраханского казачьего полка Персидский, у Линейной заставы бывший работник портовой таможни Богданов. Кроме того, в урочище Зензели уже проживали недавно поселившиеся там крестьянин Шапошников и отставной матрос Павлов, в обязанности которых входили обеспечение проезжавших по тракту продовольствием. Всем подавшим прошения о поселении на Кизлярском тракте Сенат распорядился выдать на обустройство беспроцентной ссуды в размере 3 тысяч рублей с последующим их возвратом в течение 10 лет [4, л. 220] » 4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.) Ф.16. Оп.1. Ч.4. Д.613. Л.214..
Несмотря на предпринятые астраханской администрацией усилия, провести заселение Кизлярского тракта тогда не удалось. В 1783 году астраханский губернатор М.М. Жуков сообщал командующему войсками Кавказской линии генерал-поручику П.С. Потёмкину, что «от Астрахани до Кизляра нет не только селения, но и вообще какого-либо жительства» [4, л. 213] » 4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.) Ф.16. Оп.1. Ч.4. Д.613. Л.214..
. В середине 80-х годов XVIII века в истории освоения юго-востока России наступил новый этап. В соответствии с административной реформой 1775 года на юго-востоке России в 1785 году было создано Кавказское наместничество в составе двух областей – Астраханской и Кавказской.
Административно-территориальные преобразования на юго-востоке страны были оформлены указом от 9 мая 1785 года «Об устройстве Кавказской губернии и области Астраханской».
Сухопутная сеть дорог России с её отсталой технической базой в этот период находилась в состоянии кризиса, на юго-востоке к этому ещё добавлялась слабая заселённость дорог.
Первым шагом в этом направлении стало принятие 13 января 1782 года именного указа «О составлении примерной почтовой карты всех дорог и подробного обозрения всех способов к устройству почт для удобного сообщения между всеми местами империи», где генерал-губернаторам предписывалось составить примерную почтовую карту дорог и собрать сведения о возможности прокладывания новых, более удобных в торговом отношении дорог [6, т.XXI. №15323, с.378] 6. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395.. На юго-востоке, помимо Кизлярского тракта, наиболее удобными также были признаны две дороги, ведущие на Кавказскую линию: первая от города Царицына (ныне город Волгоград), вторая от административного центра донского казачества Черкасска.
Правительственный курс на заселение двух указанных трактов получил законодательное оформление в указе от 9 мая 1785 года «О устройстве Кавказской губернии и области Астраханской». Новые селения предписывалось учреждать вдоль трактов на расстоянии от 15 до 30 вёрст друг от друга, а их жителям определялось пособие в размере 20 рублей на двор. В отношении контингента поселян предпочтение отдавалось отставным солдатам, а сами поселения в целях безопасности рекомендовалось обносить земляными укреплениями [6, т.XXII, №16194, с.390] . Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395.. К поселению вдоль дорог также приглашались калмыки, которым в случае их на то согласия обещались щедрые награды и помощь в хозяйственном обзаведении. Не был забыт в указе и Кизлярский тракт: на него, правда, рекомендовалось привлекать исключительно «татар, калмыков, и тому подобных для поселения и заведения всякого хозяйства и промыслов» [6, c. 392. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395.]. Вслед за упомянутым указом последовали ещё два (от 1 июня 1785 года и от 19 августа 1786 года), окончательно определившие порядок переселений в Кавказское наместничество, контингент переселенцев и льготы для них [6, т.XXII, №16210, с.415, №16429, с.676-677]. . Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395. Тракты решено было заселять отставными солдатами, однодворцами, государственными и дворцовыми крестьянами, им предоставлялась полуторагодичная льгота от уплаты налогов и разрешалось переселяться неполными семьями и с недоимками, но с условием уплаты их на новом месте. Переселения должны были осуществляться на добровольной основе, что отдельно подчёркивалось в пункте четвёртом указа от 19 августа 1786 года [6, т.XXII, №16429, с.677. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395.]. После выхода упомянутых указов местные власти активно включились в работу по подготовке приёма переселенцев, представив в середине 1787 года на рассмотрение П.С.Потёмкину карту наместничества с указанием мест предполагаемых поселений и ведомость о желающих поселиться на трактах [1, 1886, №41]. Властям достаточно быстро удалось найти добровольцев для поселения на Черкасском и Царицынском трактах. Уже в 1785 году там изъявили желание водвориться 800 однодворцев из различных губерний и 1000 татар из Пензенского наместничества [6, т.XXII, № 16210, с 415] . Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395.. Для их обустройства выделили 50 тысяч рублей. В отличие от прошлых лет, когда переселенцев различных категорий и губерний селили вместе, Потёмкин решил осуществить поселение более или менее однородными группами. Для этого он внёс изменения в расселение некоторых партий переселенцев, которым уже были назначены места. В итоге к поселению на Царицынский тракт были назначены татары Казанской и Вятской губерний, а на Черкасский тракт – войсковые обыватели Харьковской губернии [1, 1886, №41] 1.Бентковский И.В.Первоначальное устройство административных учреждений на Кавказской линии // Ставропольские губернские ведомости. 1886. № 41, 1887. № 4-6..
К поселению на трактах власти пытались привлечь и калмыков, хотя и без успеха. В рапорте к императрице от 22 февраля 1786 года П.С. Потёмкин сообщал, что в г. Астрахани находятся 300 душ крещёных калмыков, которых он планирует с наступлением весны поселить на Кизлярском тракте, предоставив им необходимую помощь от государства [10]. 10 РГАДА. Ф.16.Оп.1.Д.919.Л.37об-38. Несмотря на усилия местной администрации, привлечь калмыков к поселению на трактах не удалось.
Неудачно сложилась судьба и у большинства поселений Царицынского тракта, которые прекратили своё существование уже через несколько лет после своего образования. Их жители не смогли приспособиться к тяжелейшим природным условиям Калмыцкой степи, к её солончаковому и глинистому грунту, к солёной воде, к частым засухам и нашествиям сусликов и саранчи, которые на корню уничтожали весь урожай хлебов. Из-за отсутствия леса и даже камыша многие поселяне погибли от холода, не сложились у них отношения и с калмыками, которые, будучи недовольными передачей «немалого количества удобных земель» в Донскую область, грабили поселян, угоняли скот.
Под давлением перечисленных обстоятельств переселенцы трёх из четырёх населённых пунктов покинули свои селения и перебрались в город Царицын и в донские станицы. Местные власти, узнав об уходе переселенцев, вступили с ними в переговоры, предложив им вернуться и вместе с администрацией повторно осмотреть покинутые места. Но переселенцы наотрез отказались возвратиться на тракт и со своей стороны попросили администрацию разрешить им поселиться на реке Ахтубе, в урочищах Татарской Мечетке или в Ханской Роще [11] 11. РГАДА. Ф.16.Оп.1.Д.33. Л.16-16об.. После долгих согласований и переговоров покинувших свои поселения на Царицынском тракте крестьян разместили в с. Каменный Яр на р. Волге и в трёх новых населённых пунктах Кизлярского тракта.(каких?)
На рубеже 80-90годов XYIII века выходцами из Малых Чапурников были основаны селения на Кизлярском тракте – Курочкино и Зензели. Недалеко от этих селений и на том же тракте, примерно в 1791 году, появилось ещё одно татарское село – Линейное, которое с разрешения астраханской администрации образовали выселенцы из села Каменный Яр [13] . История Астраханского края. Астрахань. 2000. С.222..
Намечавшееся поселение государственных крестьян на Царицынском тракте так и не состоялось. Этому, возможно, помешали выход в 1806 году указа о назначении земель калмыкам и начавшиеся затем работы по определению границ. Такими же малоуспешными были попытки заселения Кизлярского тракта. Здесь удалось освоить тоже только участки дороги, прилегающие к городам. Со стороны Кизляра поселения крестьян были доведены до деревни Владимировки, а со стороны Астрахани – до урочища Зензели. Между этими крайними пунктами продолжал оставаться без заселения огромный участок дороги, пролегавший через кочевья калмыков. Несомненным успехом администрации можно считать учреждение по всему Кизлярскому тракту 11 почтовых станций, которые до конца 40-х годов XIX века являлись единственными местами, где путники могли найти себе приют. Завершая обзор истории заселения Кизлярского и Царицынского трактов во второй половине XVIII века, необходимо отметить, что эта проблема являлась частью правительственного курса, направленного на завоевание и укрепление позиций России на Северном Кавказе. Первые попытки их заселения относятся к 60-м годам XVIII века, что было вызвано военными успехами России в её геополитическом противостоянии с Турцией за влияние на Кавказе и в Крыму.
В своём продвижении на Кавказ Россия опиралась на систему укреплённых пограничных линий, в связи с чем огромное значение приобрёл фактор дорог, от состояния которых зависело снабжение войск и эффективность административного управления на приграничных территориях. До середины 80-х годов переселенческая политика государства направлялась главным образом на заселение Астраханско-Кизлярского тракта, являвшегося частью важнейшей в стратегическом плане дороги Москва-Моздок.
Обе важнейшие для юго-востока России дороги (Кизлярская и Царицынская) проходили через кочевья калмыков, где не имелось населённых пунктов. Правительство предприняло энергичные меры по заселению этих дорог, предоставив переселенцам пособия и значительные льготы. Не придавали власти особого значения подборке переселенцев, которых в условиях недостатка людских ресурсов разрешено было вербовать среди самых различных категорий населения: отставных военных чинов, «сходцев» с верхневолжских городов, государственных крестьян, калмыков, татар и других. Несмотря на все усилия, успехи в заселении упомянутых трактов были достигнуты весьма скромные, и решить эту задачу в целом не удалось.
Астраханско-Кизлярский тракт, проходил вдоль северо-западного берега Каспийского моря. Почтовую гоньбу в пределах Астраханской губернии на 11 станциях исполняли местные казаки, а от самой удаленной от Астрахани станицы Гуйдукской до Кизляра службу несли казаки Терского войска. С приходом почты на станцию два очередных казака садились верхом на лошадей и сопровождали почтовую повозку до следующей станции, а затем возвращались домой. Офицер, заведующий службой конвойных казаков, носил звание «начальника Линейного тракта». Инспектирующим службу казаков из года в год приходилось отмечать, что живут служивые в плохих, часто неотапливаемых зданиях и помимо прочего сами заготовляют сено для лошадей. Служба казаков на Кизлярском тракте длилась до августа 1881 года, когда движение почты здесь было прекращено, и тракт упразднен.
Тяжелое положение первых переселенцев усугублялось стихийными бедствиями: засухи, восточные суховеи, пыльные бури, налеты саранчи и др. Все это вело к неурожаям и голодовкам. К числу неурожайных лет относятся 1788, 1813, 1817, 1823, 1833, 1848 гг.
- Информация о материале
- Автор: admin
- Категория: История края
- Просмотров: 5319
Рейтинг: 4 / 5
Палеолит
Каменный век по технике изготовления каменных орудий труда и другим признакам был разделен на палеолит, мезолит и неолит. Следы человека, а также ископаемых, вымерших животных прослеживаются с эпохи палеолита - древнекаменного века, который длился миллионы лет.
В палеолите производительные силы прошли длительный путь развития. Начав с примитивно оббитых галек, человек научился делать составные орудия из камня. Люди обрели оседлость и стали селиться в долговременных жилищах. Основными видами занятий были охота и собирательство.Узнать больше
Мезолит
Приблизительно 13,5-13 тысяч лет назад началось глобальное позднеледниковое потепление после длительного оледенения. Началась новая эпоха мезолита - среднекаменного века.
Древнейшие мезолитические памятники, обнаруженные в Астраханской области и на ее восточных границах, датируются ХI-IХ тысячелетиями до нашей эры
Хозяйство мезолитической эпохи характеризовалось безраздельным господством присваивающего уклада, который основывался преимущественно на эксплуатации природных ресурсов речных долин и озерных котловин.Узнать больше
Неолит
Неолит - новокаменный век - завершил эпоху камня. В Поволжье неолит датируется VI и V тысячелетиями до нашей эры.
Его иногда называют керамическим веком, так как в это время люди научились лепить из глины и обжигать на костре посуду.
Важнейшей особенностью неолита считается переход от присваивающих форм хозяйства - охоты, рыболовства, собирательства - к производящим - скотоводству и земледелию.
Неолит завершил каменный век и подвел человечество к порогу новой эпохи. Узнать больше
Энеолит
Первый период эпохи металла называют энеолитом («энеус» в переводе с латинского - медь, «литос» - камень), т.е. меднокаменным веком. В энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные.
Десятки энеолитических стоянок и сотни местонахождений с кварцитовой индустрией обнаружили археологи в степях Север-ного Прикаспия, недаром одну из энеолитических культур назвали прикаспийской.
Кроме стоянок, в Северном Прикаспии обнаружены и исследованы энеолитические погребения и могильники.
Энеолитические племена нашего края продолжали заниматься охотой и рыболовством, но скотоводству с этого времени отводится все большая роль.
О зарождении имущественной и социальной дифференциации в Поволжье в период развитого энеолита свидетельствуют находки каменных скипетров, которые считаются символами власти. Начинается патриархальный этап общественного развития, процесс расслоения аморфного до сих пор общества, выделения вождей и знати, которые сосредотачивают в своих руках власть и богатство.Узнать больше
Ямная культура
В раннем бронзовом веке в III тысячелетии до нашей эры территорию нашего края заселяли племена ямной культуры. Ямные племена хоронили умерших в простых могильных ямах, от которых и произошло название этих племен. Над ямами насыпали курганы.
Ямные племена считаются первыми степными кочевниками. Вести прежний образ жизни стало затруднительно, поэтому на смену придомному скотоводству, дополняемому охотой, рыболовством и собирательством, приходит кочевое скотоводческое хозяйство, хотя рыболовство попрежнему оставалось надежным источником питания на территории Астраханского края.
Скотоводство, составляющее основу хозяйства ямных племен Нижнего Поволжья, способствовало раннему и быстрому развитию частной собственности на скот и выделению патриархальной семьи как хозяйственной единицы.Узнать больше
Катакомбная культура
В начале второго тысячелетия до нашей эры на смену ямной приходит катакомбная культура, получившая название от особенности погребального обряда: в одной из стенок подкурганной ямы для захоронения вырубали особую камеру - катакомбу.
Для катакомбного общества характерно намеренное подчеркивание профессии умершего, известны захоронения разного ранга знати, оружейников, литейщиков, колесников, кожевников, воинов, художников, служителей культа и т.д. В катакомбном обществе уделялось большое внимание подчеркиванию социальной и профессиональной принадлежности.
Сосредоточение главного богатства - скота в руках отдельных семей привело к появлению богатых и бедных, о чем свидетельствуют курганы, каждый из которых служил кладбищем отдельной семьи.
В родовых могильниках, в каждом кургане этого времени основным является мужское погребение главы патриархальной семьи. В детских погребениях находят от нескольких десятков до сотен овечьих астрагалов, которые служили игральными костями. В погребениях встречаются также кости крупного рогатого скота.
Не потеряли значения в хозяйстве охота и рыболовство. Племена жили большими родовыми поселками, которым соответствовали и родовые курганные могильники, где каждый курган принадлежал отдельной семье.Узнать больше
Срубная культура
После катакомбных племен во 2 тыс. до н.э. в степях и лесостепях от Нижней Волги до Днепра на западе и до Приуралья на востоке расслелились племена срубной культуры. У племен срубной культуры умерших хоронили в грунтовых ямах, в которых иногда устраивались деревянные срубы, отчего и получила свое название эта культура.
Погребенных клали на левый, реже на правый бок в скорченном положении с согнутыми руками, головой на восток или северо-восток.
С XV в. до н.э. срубные племена основательно осваивают степь, о чем говорит появление большого количества одновременно существующих поселений, первоначально возникавших на первых пойменных террасах по берегам рек и степных озер.У срубных племен существовала металлообработка.
Археолого-этнографические материалы говорят о том, что древняя могила являет собой представления людей о модели мира: подземная часть символизирует нижний мир, надземная - верхний. Это членение соответствовало представлению о двух основных душах человека. Первая из них известна в этнографии как душа - тень. Ее посмертное существование связано с низом. Это темная сила. Вторая из двух душ, известная как душаимя, душаптица, являлась олицетворением бессмертия. Ее посмертное существование было связано с верхом, с солнечным восходом. Идея совмещения в человеке, как и во всем сущем, двух противоположных начал - темного и светлого - лежала в основе всего первобытного мировоззрения.Узнать больше
Савромато-сарматские племена в Астраханском крае. Савроматы, кочевые скотоводческие племена, родственные скифам, в степях Поволжья и Приуралья (7-4 вв. до н. э. ). В общественной жизни значительную роль играли женщины (вожди, жрицы). Объединение савроматов и других племен стало называться сарматами. Сарматы объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, языги и др.). В 6-4 вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до р. Волги. В 3 в. до н. э. вытеснили из Сев. Причерноморья скифов. Вели войны с государствами Закавказья и Римом. В 4 в. н. э. разгромлены гуннами. Сарматы, Савроматы (Sarmatai, Sauromatai) — имя частью этническое, обозначающее отдельную народность, частью географическое, под которым в разное время и у различных писателей разумелись разные народы, не находившиеся в родстве между собою и населявшие неведомые для древних греков и римлян обширные пространства нынешней России отчасти восточной Германии и Австрии.Узнать больше
Савроматская археологическая культура в Астраханском крае. Савроматы, кочевые скотоводческие племена, родственные скифам, в степях Поволжья и Приуралья (7-4 вв. до н. э. ). В общественной жизни значительную роль играли женщины (вожди, жрицы). Объединение савроматов и других племен стало называться сарматами.Узнать больше
Сармато-аланские племена в Астраханском крае. Сарматы, объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, языги и др.). В 6-4 вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до р. Волги. В 3 в. до н. э. вытеснили из Сев. Причерноморья скифов. Вели войны с государствами Закавказья и Римом. В 4 в. н. э. разгромлены гуннами. Аланы, ираноязычные племена сарматского происхождения.Узнать больше
Хазарский каганатХазарский каганат - государство в сер. 7 — кон. 10 вв. во главе с каганом. Столица — Семендер, с нач. 8 в. — Итиль. В нач. 8 в. — территория Сев. Кавказа, Приазовья, большая часть Крыма, степные и лесостепные территории до Днепра. Торговля с народами Вост. Европы, Ср. Азии, Закавказья и др. Верующие: иудеи, мусульмане, христиане. В 964-965 разгромлен князем Святославом Игоревичем.Разбив хазар, Святослав захватил их города, в том числе Итиль и Саркел. Итиль уже не оправился после этого удара, а Саркел стал русской крепостью -Белой Вежей.Узнать больше
Религиозные верования Хазарии. Хазары не оставили нам литературных произведений, религиозных трактатов, исторических хроник. Поэтому мы вынуждены прибегать к разрозненным данным средневековых авторов и археологическим материалам. Пожалуй, наиболее освещен идеологический аспект хазарской культуры. Выше уже говорилось, что хазары представляли собой этнос, сложившийся в результате слияния различных племен, как издавна обитавших в Предкавказье, так и пришедших сюда с Востока. Это наложило отпечаток и на религию хазар.Узнать больше
Кочевники предмонгольской эпохи. Степи Нижнего Поволжья и Северного Прикаспия с древнейших времен служили воротами для кочевников, прорывающихся с Востока в Европу. Великолепные пастбищные угодья, обилие воды малоснежные зимы всегда привлекали сюда кочевников-скотоводов, которые обосновывались в этих местах и при определенных исторических условиях начинали вести здесь комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство.Узнать большеУзнать больше
Гунны в Астраханском крае.Гунны, кочевой народ, сложился во 2-4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на запад (с 70-х гг. 4 в.) дало толчок т. н. Великому переселению народов. Подчинив ряд германских и других племен, возглавили мощный союз племен, предпринимавший опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества достигли при Аттиле.Узнать больше
История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.
- Информация о материале
- Автор: Алексей
- Категория: История края
- Просмотров: 6960
Рейтинг: 4 / 5
Золотая орда, монголо-татарское государство, основано в нач. 40-х гг. 13 в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Зап. Сибирь, Сев. Хорезм, Волжская Болгария, Сев. Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с 1-й пол. 14 в. — Сарай-Берке (Н. Поволжье).
Возникновение Золотой Орды Основой административного устройства Золотой Орды была структура, характерная для монгольского войска. Как и армия, Улус Джучи делился на правое и левое крылья. Правое крыло в монгольском войске всегда было ударным - отсюда и местоположение ханской ставки в пределах правого крыла. В Золотой Орде правое крыло составляли владения Бату и Шейбана. Левое - владения брата Бату хана Орду-Ичена.Узнать больше
Население, культура, быт. Первое описание монголов оставил посетивший ставку Великого хана Плано Карпини, подробно обрисовав их антропологический вид, разнообразие мужской и женской одежды, особенности устройства жилья, способы передвижения повозок при перекочевке ставок (юрт). Юрта кочевников была не просто жилищем, она являлась символической моделью вселенной.Узнать больше
Золотая Орда в конце XIII-XIV веках. В 60-е гг. XIII в. начинается ускоренный процесс распада империи, что приводит к суверенизации Джучиева улуса. Хан Менгу-Тимур начинает чеканить монеты со своим именем, т.е. демонстрирует полную самостоятельность своей державы. Длительная война Орды с Хулагуидским Ираном также свидетельствовала об ослаблении ранее единой державы Чингисхана.Узнать больше
Распад Золотой Орды. Окончательное крушение Золотой Орды было непосредственно связано с появлением на политическом горизонте XIV в. знаменитого Тимура (Тамерлана). Происходил он из тюрко-монгольского племени барлас и родился в 1336 г. около города Кеша (Шахри-сябза). Его правление (1370-1405 гг.) было насыщено многолетними походами с целью подчинения чужих государств и народов.Узнать больше
Историческая роль Золотой Орды. Золотая Орда, просуществовавшая как единое государство около 200 лет, оставила глубокий след в истории многих народов Восточной Европы. Образовавшись на развалинах империи Чингисхана, она являлась определяющим политическим фактором на просторах Дешт-и-Кипчак, заполнив собою лакуну, образовавшуюся после гибели Хазарского каганата.Узнать больше
Астраханское ханство. Астраханское ханство, татарское государство (ок. 1459-1556) на нижней Волге; выделилось из состава Золотой Орды. Столица — Астрахань. Присоединено к России.Узнать больше
Присоединение Астраханского ханства. Русский царь Иван Грозный, посылает в 1554 г. в Астрахань три русских отряда воеводы князя Ю. Пронского - Шемякина, который захватывает Астрахань. На престол был посажен ставленник Москвы Дервиш-Али. В 1556 г. Состоялся новый подход русских войск И. Черемисина. Дервиш Али был свергнут и за измену под караулом препровожден в Москву. С этого момента Астраханское ханство было окончательно присоединено к России. Узнать больше
Начало русской Астрахани. В лето 1558 г., в царствование на Руси Великого князя Ивана Васильевича, прозванного Грозным, на высоком берегу Волги, неподалеку от впадения ее в Каспий, русские служилые люди поставили крепость Астрахань, что свидетельствует об окончательном закреплении за Московией устья Волги.Узнать больше
Земляной город.
Уже в XVII столетии за каменными стенами кремля и Белого города появились строения Земляного города, получившего такое название от укрепления в виде высокого земляного вала.Узнать больше
Строительство каменного кремля.
Территория Астраханского кремля имеет форму вытянутого треугольника площадью 11 га., общий периметр крепостной стены с семью башнями составляет 1544 метра. Из всех башен только Красные ворота имеют форму «круглого» многогранника, остальные - квадратные в плане, «выдвинутые» за линию стены.Узнать больше
Калмыки и Астраханский край (XVII-XVIII вв.)
В начале XVII в. у восточных границ Астраханского края появился новый этнический компонент не только для нашего края, но и для всего Российского государства в целом - кочевники-калмыки. В 1613 г. они впервые пересекли реку Яик и двинулись к Волге.Узнать больше
Развитие экономики и торговли в XVII веке.
Экономическое состояние Астраханского края в XVII веке характеризуется преимущественным развитием торговли, рыбного и соляного промыслов. Бассейн Волги и ее притоков издавна считался районом развитого судостроения. Это было важным фактором, позволившим Астрахани стать крупным портом и ведущим торговым центром на Каспийском море.Узнать больше
Астраханский край в «Смутное время»
В начале XVII в. Русское государство испытало тяжелейшее потрясение, поставившее его на грань национальной катастрофы. В Российской историографии этот период получил название «Смутное время» или просто «Смута».Узнать больше
Восстание в Астрахани в 1705-1706 годах
Астраханское городское восстание проходило с июля-августа 1705 г. по февраль-март 1706 г. и явилось поистине широким народным движением в волжском Понизовье и ближнем Предкавказье.Узнать больше
Население Астраханского края в XVIII веке.Узнать больше
Этническая колонизация Астраханского края наиболее интенсивно происходила именно в XVIII в. За это столетие значительно возросло русское и появилось украинское население, были колонизованы северные районы области, образовался этноконтактный элемент казачества.
Персидский поход Петра I
Литература по истории и зарождению русского флота не столь многочисленна, особенно это касается XVII-XVIII веков. Хотя следует отметить исследования Ф. Веселаго («Материалы для истории русского флота» и «Краткая история русского флота» СПб., 1893) и Л. Г Бескровного (Русская армия и флот в XVIII в. М., 1958).Узнать больше
Экономическое развитие Астраханского края в XVIII веке
XVIII в. в истории России занимает особое место. Интенсивное развитие экономики России определяло и развитие экономики Астраханского края, который в XVIII в. находился под пристальным вниманием центральных органов власти.Узнать больше
Астрахань в системе внутриторговых связей России.
Экономический потенциал Астраханского края, который особенно интенсивно стал реализовываться в XVIII в., определял и роль Астрахани в системе внутреннего рынка России. Активизация мануфактурного производства, ремесел, промыслов в XVIII в. стимулировала внутреннюю торговлю.Узнать больше
Внешнеторговые связи Астрахани.
Географическое положение Астрахани неминуемо ставило ее в исключительно благоприятные условия во внешнеторговых связях, которые имела Россия со странами Востока. Быстрый рост производительных сил России в I четверти XVIII в. присоединение Прибалтики, упрочение позиций на Каспийском море, энергичные меры, предпринятые правительством Петра I для развития торговли, обусловили рост товарообмена с другими странами.Узнать больше
Строительство Астрахани в XVIII веке.
Начало XVIII в. в Астрахани было ознаменовано знаменательным событием - окончанием строительства кафедрального Успенского собора на территории кремля. Сооружение Успенского собора проис-ходило в 1698-1710 гг. на месте ранее построенной церкви.Узнать больше
Пугачёв в Астраханском крае.
В отличие от социальных потрясений XVII в. Пугачевский бунт незначительно затронул Астраханский край. В пределах Астраханской губернии Е.И. Пугачев появился лишь в августе 1774 г., т.е. на заключительном этапе движения. После поражения под Казанью Пугачев, потеряв всю артиллерию, устремился в Нижнее Поволжье, рассчитывая перейти на Дон. Однако, как метко...Узнать больше
Просвещение в Астрахани в XVIII веке
Просвещение в Астраханском крае берет истоки в глубине веков, когда обширная территория Нижней Волги была присоединена к Московскому государству. Первые источники о существования в Астрахани школьного обучения относятся к XVIII в.Узнать больше
- Информация о материале
- Автор: Алексей
- Категория: История края
- Просмотров: 4986
Рейтинг: 5 / 5
Территория и население Астраханской губернии в начале XIX века.
Астраханская губерния была довольно обширным регионом и представляла собой определенное единство как с исторической, так и с физико-географической точек зрения. XIX век привнес новые изменения в административно- территориальное деление
Указом от 15 ноября 1802 г. Астраханская губерния была разделена на Астраханскую и Кавказскую.
-Во главе Астраханской губернии был поставлен астраханский гражданский губернатор. В то время Астраханская губерния подчинялась также военному начальнику Кавказского края и Грузии. Но окончательно отделение Астраханской губернии от Кавказа было закреплено указом от 6 января 1832 г. Во главе губернии наряду с гражданским был поставлен и военный губернатор.
-С отделением от Кавказской губернии Астраханская губерния вплоть до середины XIX в. оставалась в составе четырех уездов: Астраханского, Енотаевского, Красноярского и Черноярского. В 1850 г. Царевский уезд, образованный в 1835 г., вошел в состав Астраханской губернии. Кроме того, в губернии насчитывалось шесть калмыцких улусов, которые по своему управлению приравнивались к уездам.Узнать больше
Участие края в Отечественной войне 1812 года.
К началу войны 1812 г., кроме Астраханского гарнизонного полка, в русской армии существовали еще две регулярные части, укомплектованные уроженцами г. Астрахани. Это Астраханский гренадерский и Астраханский кирасирский полки. Даты их формирования зафиксированы в копии документа «Роспись полкам Его императорского Величества, составляющих Тяжелую...Узнать больше
Общественное движение в 1-й пол. XIX века.
Начало XIX в. истории России было временем глубоких социально-политических противоречий, однако общая тенденция развития страны неизменно оставалась восходящей: от самодержавно-крепостнического произвола к началам свободы и демократии. Астрахань не осталась в стороне от прогрессивных веяний времени. Известно, например, что выдающийся просветитель...Узнать больше
Изменения в хозяйственном освоении края.
Развитие скотоводства в Астраханском крае в первой половине XIX века шло в основном экстенсивным путем. Незначительное исключение составляли лишь хозяйства зажиточных русских переселенцев, где делались попытки к улучшению существовавших пород скота.Узнать больше
Реформы 60-80-х годов XIX века в Астраханском крае.
Отмена крепостного права - крупнейшее событие в России, определившее ее дальнейший путь исторического развития. Уже во время подготовки реформы в Редакционных комиссиях и комиссиях Министерства внутренних дел разрабатывались законодательные предложения о преобразованиях органов местного управления, полиции, суда, поднимались вопросыУзнать больше
Экономика края во II половине XIX века.
По данным переписи 1897 г. население Астраханской губернии насчитывало 1003550 человек (обоего пола). Однако плотность населения оставалась крайне низкой (4,8 человека на 1 кв. версту). Для сравнения: в Саратовской губернии - 32,6 человека. При этом следует отметить существенный прирост на селения по сравнению с 1851 и 1858 гг. (на эти годы имеются статистическиеУзнать больше
Астраханский порт и развитие пароходства.
В 1826 г. в Астрахань из Казани было переведено адмиралтейство. Так, в XIX в. был восстановлен Астраханский порт. В 1827 г. в старом порту было выстроено здание для присутственных мест, а все остальные здания адмиралтейства были построены к 1830 г. Эллинги неоднократно переносились с одного места на другой вследствие понижения уровня воды в устье Волги. В 1846 г. наУзнать больше
Общественно-политическая жизнь края во второй половине XIX века.
60-е годы в России были отмечены оживлением общественного движения всех направлений и оттенков. Особенно популярной становилась народническая идея, хотя Астрахань находилась далеко от активных общественно-политических событий, однако их отголоски проявлялись и в нашем крае. В конце 1861 г. в Петербурге сложилась революционнаяУзнать больше
Политические партии и общественные движения в Астраханском крае в конце XIX- начале XX века.
Бурные события в общественно-политической жизни на рубеже ХIХ-ХХ вв. характеризовались повышением активности различных слоев российского общества как в столичных городах, так и в провинции. В Астраханском крае создавались различные политические группы, партии, общественные движения, идентичные общероссийским.Узнать больше
Строительство Астрахани в XIX веке.
В начале XIX в. Астраханский губернатор получил Генеральный план реконструкции города, утвержденный императором Александром I в 1801 г. Из-за военных событий 1812 г., строительные и реконструктивные работы были приостановлены, так как значительная часть финансов отчислялась на нужды войны. Но уже к исходу второго десятилетия городские властиУзнать больше
Просвещение в Астраханском крае в XIX веке.
Самодержавие России держалось правила, сформулированного в отношении народного просвещения Екатериной II: «...простого народа учить не следует; если он будет иметь столько же познаний, как Вы и я, то не станет уже нам повиноваться, как повинуется теперь». Однако неодолимая сила экономического развития постоянноУзнать больше
Общественные отношения, культура и быт народов Астраханского края в ХVII-ХIХ веках.
Население Нижнего Поволжья в XVII в. представляло собой весьма пеструю картину. Здесь происходило формирование совершенно нового и самобытного явления, характерного только для Астраханского края. Культура XVII в. в Нижнем Поволжье представлена целым рядом самобытных национальных культур: русской (в XVII в. это, как правило, только городская культура),Узнать больше
Экономика края в начале XX века (1900-1917 гг.)
Конец XIX- начало XX в. - особый этап в развитии российской экономики вообще и промышленности в частности. Начинался процесс интенсивного вытеснения частнокапиталистических предприятий «товарищескими» и акционерно-паевыми. И Астраханский край не составлял в этом отношении исключения из общего правила.Узнать больше
Развитие коммунального хозяйства г. Астрахани в конце ХIХ-начале XX века.
Благоустройство города, развитие основных отраслей коммунального хозяйства неразрывно связано с развитием капитализма. От степени развития основных отраслей коммунального хозяйства - канализации, водопровода, утилизации отходов зависят санитарное состояние, благоустройство и здоровье городского населения.Узнать больше
Революционные события в крае в 1905-1907 годах.
В Астрахани не наблюдалось такого острого противостояния власти и народа, как это было в Москве. Астраханский край имел ряд особенностей экономического свойства. Удаленность Астраханского края от эпицентра революционных потрясений приводила к тому, что доходившая сюда разрушительная энергия была в значительной степени ослаблена. Но Астрахань, как и всяУзнать больше
Просвещение и образование в крае в 1900-1910 годы.
Социально-политические катаклизмы на рубеже ХIХ-ХХ вв. активизировали творческую инициативу прогрессивно мыслящей части российского общества, стремившейся различными формами и методами воздействовать на политические события в стране, на общественное сознание. Культурническая деятельность традиционно считалась одним из..Узнать больше