- Информация о материале
- Автор: А.Смолянинов
- Категория: Хронографъ
- Просмотров: 428
Рейтинг: 5 / 5
Хроники войны на рубеже обороны ж/д Кизляр -Астрахань Ч-III
Имея определённое превосходство в авиаразведке, немцы нередко опережали действия наших разведчиков и устраивая засады из мобильных моторизованных групп, уничтожали наших бойцов или брали в плен. Справедливости ради следует упомянуть что, стойкость и находчивость наших бойцов нередко сводила на нет усилия немцев. Во многом этому способствовало и то обствоятельство, что на этом участке фронта в калмыцких степях сплошной линии фронта как таковой небыло. В условиях безводья и отсутствия железнодорожных коммуникаций, немцы не могли действовать моторизованными частями и танками требовавшими большого количества горючего и воды, к тому же как выше было сказано основным направлением было выбрано сталинградское, туда и брошены были основные силы.
Перевод промышленности СССР на военные рельсы снивелировал военный потенциал воюющих сторон, и теперь успех той или другой стороны во многом зависел от организации военных действий, обеспечения тылом фронта всем необходимым, в том числе и нефтепродуктами. Снабжение войск защищающих Сталинград шло по вновь построенной железной дороге Кизляр- Астрахань и далее Астрахань -Саратов. Последний отрезок этой дороги проходил по Левобережью Волги и подвергался только бомбежкам немецкой авиации, а вот от Астрахани до Кизляра дорога шла через Калмыцкую степь по прикаспийской низменности, а потому была подвержена нападению не только авиации но и мобильных моторизованных разведывательно диверсионных групп немцев. (Подробнее об этом описано во 2-й части "Хроники...")
Диверсии на этом направлении, с целью лишить Красную Армию бесперебойного снабжения бакинской нефтью, готовились и проводились не только самими немцами, но и завербованными и заброшенными в тыл диверсантами и шпионами, а также коллаборационистами из числа предателей перешедших на сторону немцев на оккупированной территории. Таких коллаборационистов было немало среди разных национальностей в том числе и среди калмык, по территории которых проходила железная дорога. Калмыцкие части сформироанные немцами из числа предателей, не только несли полицейские функции на подконтрольной территории, но и привлекались к ликвидации партизанских групп, организованных из бойцов НКВД, красноармейцев, партийно- комсомольских активистов, которые засылались в тыл к немцам с разведывательно-диверсионной деятельностью. Немецкое командование вело вербовочную деятельность с помощью засланных в тыл Красной Армии агентов. Публикуемый документ (стенограмма переговоров Нач штаба 52.ОСБр с особистом штаба 28-й Армии) отражает как раз указания противодействовать этой опасности в тылу фронта, на участке 52-й ОСБр оборонявшей железную дорогу Кизляр -Астрахань на участке от Астрахани до станции Улан-Хол.
- Информация о материале
- Автор: А.Смолянинов
- Категория: Хронографъ
- Просмотров: 636
Рейтинг: 5 / 5
Хроники войны на рубеже обороны ж/д Кизляр -Астрахань Ч-II (из воспоминаний участников событий о появлении разведки немцев на станции Зензели строящейся дороги Кихляр -Астрахань)
Из рассказа моей матери Галины Степановны Смоляниновой (урожд.Ересько) о появлении немцев в Зензелях.
Эту историю мне пришлось узнать случайно довольно давно во времена моей студенческой жизни. Однажды во время каникул мы в беседе с мамой заговорили о том, что пенсия которую она получает очень маленькая, притом что она проработав всю жизнь с молодости и до нашего рождения. Получала пенсию мама весьма скромную, что то в пределах 20 рублей. И я спросил:-"А почему так мало платят если сундук оклеен грамотами и благодарностями за ударный труд?" На что она мне ответила:-"Стажа не хватило. Не смогла документально подтвердить предвоенные и военные годы." "Как же так случилось?"-спросил я тогда. "Да как! Во время войны многие документы ведь пропали"- ответила она и рассказала мне историю о том, как спешно иногда ретировались ретивые начальники при опасности в войну бросая или уничтожая документы. Ей тогда как и многим другим солдаткам того времени пришлось строить железную дорогу Кизляр -Астрахань. С дисциплиной было строго, 20 метров не добежал во время до работы, ударили в рельс третий раз, всё пиши тюрьма. Но за то, там давали паёк и ей и на двоих ее маленьких детей. Осенью 1942 года на станции Зензели появились немцы.
Из-за адрыков неожиданно появились немецкие танки. Из одного из них вылез немец, был он весь в черном. И на хорошем русском языке сказал: "А ну-ка бабоньки поднимайте подлы и марш отсюда и что бы больше духу вашего тут не было." Понятно что уговаривать ни кого не пришлось. уже через десять минут мы были за селом и что есть мочи мчались в Караванное. Мы были уже на полпути к селу когда за спиной послышались взрывы. До Караванного добежали практически без остановок, но в селе на улицах было пусто, как будто все попрятались или вымерли. Не было ни кого из сельсовета и правления колхоза, по улице ветер развеивал летающие бумажки, да пепел от них. Видимо весть о немцах в Зензелях прилетела раньше нас, а может донесшиеся до села отзвуки взрывов прибавили им прыти. Честно говоря рассказ о немцах в Зензелях затмил саму тему о пенсии. Грешным делом я тогда даже как то с некоторым недоверием отнесся к факту о немецкой разведке в Зензелях. И вот спустя много лет неожиданно наткнулся на воспоминания сначала у наших противников, а потом и наших ветеранов тех событий. В 2012 году уже сам выйдя на пенсию, совершая вояж по родственникам проживающим в Лиманском районе, я познакомился с мамой Анны Айдынян урожденной Смоляниновой. И в разговоре с ней я услышал рассказ о том как в детстве она разыскивая телят за селом Яндыки, обнаружила в зарослях жудавильника (тамариска) людей разговаривавших на немецком. Когда она прибежав домой сообщила об этом родителям те сообщили в сельсовет а те уже военным. Группа бойцов окружив место где были немцы принудили их к сдаче, как оказалось это была немецкая разведка. Военные поблагодарили девчушку, а сельский совет потом выдал справку о том факте помощи красноармейцам в обнаружении вражеских лазутчиков. В последствии не смотря на весьма юный возраст она была причислена к участникам ВОВ.
Из книги Вильгельма Тике, "Марш на Кавказ. Битва за нефть, 1942-1943 гг.”, М., 2005,
Группа дальней разведки лейтенанта Шлипа на второй день достигла железной дороги Кизляр — Астрахань. Шлип сообщал об этом:
«Издалека мы увидели 50—60 гражданских, работавших на насыпи. Дорога была однопутной, с обеих сторон ее прикрывал песчаный вал. Охрана при нашем появлении сбежала. Гражданские нас по-дружески приветствовали, оказалось, что это — находящиеся на принудительных работах украинцы — старики, женщины и дети. Внезапно на юге показалось облако дыма. Бронетранспортеры быстро заехали в укрытие за бархан. Подошел длинный поезд, который тянули два паровоза. Шесть выстрелов из танковой пушки, и паровозы разнесло на кусочки. Потом обстреляли каждую из цистерн, и вскоре уже полыхал весь нефтяной поезд. Затем в другом месте мы подорвали рельсы, и, когда уже хотели взорвать здание станции, зазвонил телефон. Наш переводчик поднял трубку и представился: «Станция Зензель, начальник. Да, товарищ», — заверил он. На другом конце провода была Астрахань-товарная. Диспетчер с этой станции интересовался, проследовал ли уже поезд с нефтью из Баку, так как встречный ждет его уже на разъезде Басы. Переводчик попытался убедить начальника станции, чтобы тот отправил встречный. Но тут обман раскрылся, начальник станции Астрахань обругал переводчика страшной бранью. Чуть позже дощатое здание станции Зензель взлетело на воздух».
Разведгруппа Шлипа пробовала вести разведку в направлении станции Басы, но наткнулась там на противника. Начальник станции Астрахань поднял тревогу. 17 сентября разведгруппа Шлипа в полном составе возвратилась в Утту. Данные разведки подтверждали, что противник в ближайшее время из района Астрахани не предпримет активных действий. Данные о железнодорожной линии Кизляр — Астрахань, построенной Советами за короткое время, подтвердили информацию, полученную ранее от воздушной разведки.
Из книги На астраханском направлении гл.3 Противостояние.
Наиболее подготовленной в 16-й мд считалась группа лейтенанта Юргена Шлипа, командира танковой разведроты. Она вышла в степь только 13 сентября с целью исследовать наличие железнодорожного сообщения по линии Астрахань-Кизляр. «Рано утром на второй день мы издали заметили, как в лучах солнца поблескивали соленые озера, — докладывал позже Шлип. — Мотоциклы с большим трудом преодолевали километры по глубокому песку, а наш пехотный грузовичок не раз пришлось ремонтировать, хоть и ремонт требовался пустяковый». Продвигаясь на юго-восток, Шлип вышел к станции Зензели. Оставив основную часть группу с целью прикрытия за барханами, на двух БТР вместе с саперами он въехал в село.
«Мы издали увидели человек 50-60 гражданских, которые работали на насыпи, — сообщал далее Шлип. — Линия была однопутной, с обеих сторон тянулась песчаная насыпь. Те, кто надзирал за рабочими, при нашем появлении оторопели и не могли и слова проронить. Зато остальные рабочие с восторгом приветствовали нас. Это были семьи украинцев, пожилые люди — мужчины, женщины — и дети, которых насильственно вывезли с родины и вот уже несколько месяцев держали здесь на тяжелых работах. Многие из украинцев говорили по-немецки, нас воспринимали как освободителей».
Тем временем на юго-западе появился черный паровозный дымок. Отогнав бронетранспортер за бархан, Шлип дождался, когда два паровоза, тянувших длинный состав цистерн с бензином и нефтью, поравнялись с Зензелями. Немцы произвели шесть выстрелов из 20-мм пушек бронетранспортеров по паровозам. Состав встал, после чего Шлип методично начал расстреливать вагоны. Все это продолжалось примерно полчаса.
Сын инженера, строившего дорогу, Юра Москаленко, наблюдал за происходящим из окна станции. Не растерявшись, он вызвал по селектору начальника стройки Э.И.Левина и сказал: «У нас на разъезде немцы. Никого нет. Я в землянке дежурного один остался. Что делать?». Левин стал лихорадочно звонить командующему 28-й армией Герасименко. Смелый мальчишка незаметно покинул здание станции, проскользнув мимо подходивших к нему немцев.
Тем временем в станционном здании прозвучал звонок. Звонили со станции Астрахань. Видимо, хотели удостовериться в сообщении о появлении немцев. Трубку поднял переводчик группы Шлипа. Шлип стоял рядом. Из Астрахани спросили, пришел ли состав из Кизляра, и сообщили, что встречный состав уже дожидается его в Басах (40 км северо-восточнее). Воодушевленные немцы попытались ввести Астрахань в заблуждение, надеясь вызвать в Зензели второй состав и уничтожить его. Однако отвечали они невпопад, и астраханский собеседник быстро понял, с кем имеет дело. Обложив друг друга бранью, оба бросили трубки. Напоследок переводчик Шлипа пообещал вскоре увидеться в Астрахани. Что сказал наш железнодорожник, история не сохранила, но вряд ли он постеснялся в выражениях.
Взорвав здание станции Зензели, Шлип двинулся вдоль железнодорожной насыпи к Басам. Здесь в 16.00 диспетчерский пункт разъезда № 8 получил сообщение о нахождении в Зензели немцев. В 16.15 к Зензелям был направлен бронепоезд «Пермский рабочий» младшего лейтенанта Фишмана. В 17.10 поезд Фишмана встретился с отрядом Шлипа. Младший лейтенант насчитал один Т-III, четыре танкетки (скорее всего, БТР), 12 мотоциклистов и одну легковую машину. В течение нескольких минут артиллеристы Фишмана выпустили 29 снарядов из своих 76-мм орудий. Немцы, прикрываясь огнем, отошли. По прибытию на станцию Зензели, Фишман обнаружил два сожженных паровоза, три сгоревших вагона, несколько уничтоженных цистерн и разрушенную телефонную линию.[120]
Натолкнувшись на огонь артиллерии и тяжелых пулеметов, Шлип развернулся на запад. Не понеся потерь, 17 сентября он вернулся в Утту, доложив о рейде Хенрици и оказавшемуся на пункте с инспекционной поездкой командующему группой армий «Б» генерал-полковнику фон Вейхсу.
Слухи о немецких диверсантах намного превысили реальные события. 3 сентября начштаба УР-78 майор Головлев сообщил, что до двух батальонов немцев с 20 танками сосредоточились у Зензелей и во второй половине дня 2 сентября перерезали дорогу Яндыки-Михайловка.[121] По предварительным данным оперотдела армии, поезд Фишмана сражался с 8 танками.[122]
- Информация о материале
- Автор: А.П.Смолянинов
- Категория: Хронографъ
- Просмотров: 1985
Рейтинг: 5 / 5
19 августа 1942 года в городе Астрахани в рамках третьего формирования 28 армии начала формироваться 52 –я ОТДЕЛЬНАЯ СТРЕЛКОВАЯ БРИГАДА в составе:
1.1-й Отдельный Стрелковый батальон.
2.2-й Отдельный стрелковый батальон.
3.3-й Отдельный стрелковый батальон.
4.4-й Отдельный стрелковый батальон.
5. Отдельный Пульбатальон.
6. Отдельный батальон автоматчиков.
7.Отдельный артиллерийский дивизион.
8. Отдельный истребительный противотанковый дивизион.
9. Отдельный Мин.дивизион 120мм.
10. Отдельный Мин.Батальон 82мм.
11. Отдельная рота разведчиков.
12.Отдельная рота связи.
13.Отдельная медсанрота.
14. Отдельная Сап.рота.
15. Отдельная Рота подвоза.
16. Взвод ПВО.
17. Комендатское отделение.
КОМАНДОВАНИЕ ШТАБА БРИГАДЫ
Командир бригады Полковник ШАПКИН Иван Сергеевич.
Зам.Командира бригады Подполковник ОВСЯННИКОВ Иван Александрович.
Нач.Штаба бригады по политчасти Капитан ЗАЙЦЕВ Василий Яковлевич.
Нач.1-й части Майор РООТМАН Александр Николаевич.
Нач.2-й части Капитан ЧЕРНОМАЗОВ Павел Терентьевич.
Нач.3-й части Подполковник ТАРАНИН Андрей Трофимович.
Нач.4-й части Капитан МОСКАЛЕНКО Павел Прокофьевич
Нач.5-Й части Лейтенант ГРЕБЕННИКОВ Михаил Петрович.
Нач.Химслужбы СТ.лейтенант САГАЙДАК Иван Николаевич. ТЫЛ.
Командир Медсанроты Военврач II ранга ГОЛЬДБЕРГ Иосиф Львович
Зам.Командира бригады по тылу Майор ДАНЧУК Павел Николаевич.
ПОЛИТОТДЕЛ.
Нач-к политотдела Майор ДИХТЕНКО Вильям Калинникович.
В 18.00 8.9.1942г Перед командованием была поставлена задача : К утру 9.9.1942 г. Перейти КРАСНОАРМЕЙСКИЙ и приступить к оборудованию оборонительного рубежа в полосе: МТФ/8 клм. Зап.Стар.КУЧЕРГАНОВКА/ШАТЛЫ, МОРСКОЙ, В тот же день в 24.00 бригада начала выход по указанному маршруту в район своего сосредоточения. Движение происходило пятью колоннами. Уже в 2-30 9.9.1942 г. Последняя колонна прошла РыбВТУЗ, и вышла на переправу через реку ВОЛГА. К 11.00 9.9.42 г. Части бригады сосредоточились в районе:
1-й ОСБ, Артдивизион- СТАРО КУЧЕРГАНОВКА. 2-й ОСБ , Мин.Див120мм. НОВО_КУЧЕРГАНОВКА.
3-й ОСБ, Пульбат,Минбат82мм.-ШАТЛЫ . 4-й ОСБ, Батальон автоматчиков –МОРСКОЙ.
Истребительный противотанковый дивизион , спецподразделения и управление штаба бригады –КРАСНОАРМЕЙСКИЙ, и приступили к оборонительным работам. До 7.10.1942г. части бригады занимались боевой подготовкой. Частным боевым приказом №-17 Штарма 28 от 07.10.1942г. для обеспечения левого фланга Армии и стыка 44-й Армии в полосу БАСЫ -УЛАН ХОЛ выдвигается 52-я ОСБр, усиленную двумя Дивизионами бронепоездов 30 и 33, ротой танков. С задачей «Недопустить продвижения противника к г.АСТРАХАНЬ с Юго-Завпада и Юга.»
07.10.1942 г. В 18-00 бригада начала выход к новому оборонительному рубежу, в район своего сосредоточения БАСЫ, МИХАЙЛОВКА, ЯНДЫКИ, ОЛЕНИЧЕВО, УЛАН ХОЛ, 1-я колонна 1-й ОСБ с приданными средствами (усиления –А.С.) вышла в 18-00 07.10.1942г. из СТАРОКУЧЕРГАНОВКА.и ведут оборонительную работу. 1-й ОСБ, батальон автоматчиков, пульбатальон, три бтр (батареи ). 76 мм. ОАД,, две бтр. 45мм, рота ПТР ОИПТД, рота 82 мм минбатальона – юго-восточные скаты высоты с отметками 23,7/6014-В/, отм.-4,7 /5610-В/, полустанок/6608/, северный берег озера БАСИНСКОЕ, Юго-Восточные скаты высоты с отметками -4,1 /6614-В/.
4-й ОСБ , бтр 76мм ОАД, бтр45мм,рота ПТР ИПТД, РОП ЗЕНЗЕЛИ КАРАВАННОЕ, МИХАЙЛОВКА.
2-й ОСБ, бтр 76мм ОАД,бтр . 120мм миндивизиона –стык дорог Сев-Зап. ЯНДЫКИ 6 клм. ЯНДЫКИ, отм.-7.
3-й ОСБ, две роты 82 мм минбата имеют РОП ОЛЕНИЧЕВО -УЛАН ХОЛ. 35 ОЬАБ -3 бронемашины с постоянным местом дислокации ОЛЕНИЧЕВО.
В 4-00 17.10.1942г. вышли передовые отряды ХАРЦИГЛЮ-ХУДУК, Зим.клх..им.Будённого, НАРЫН ХУДУК. Проведена разведка этих районов.
1810.1942 г Передовой отряд 1-го ОСБ наскочил на минированное поле в районе /2008-В/, в 7-45 18.10.42г. Вывкдена из строя одна автомашина, грузовая,4-ре ППШ и 2 ПТР. Убито 2 чел, и контужено 3 чел.
Отряд в пешем строю вышел Зим.клх.им.Ильича. Для установления связи с ним выслана разведка в ХАРЦИГЛЮ ХУДУК. Высланы передовые отряды от 2-го ОСБ в Зим.клх. им.БУДЁННОГО. 3-го ОСБ в НАРЫН ХУДУК. 18.10.1942г. где заняли оборону. Передовой отряд 1-го ОСБ 18.10.1942г. занял оборону ХАРЦИГЛЮ ХУДУК,
21.10.1942. Противник вёл разведку ПО ХАРЦИГЛЮ ХУДУК, в составе 3-х бронемашин и одной танкетки. Был обстрелян ружейно пулемётным огнём. Отошёл в направлении ХАЛХУТА. С 18-00 освещал местность ракетами.
22.10.1942г. Выслан разведотряд в составе 2-х танков Т-70, 3-х бронемашин, одно орудие 45 мм, 3 ПТР и отделение автоматчиков для выяснения обстановки. Разведка противника в районе ХАРЦИГЛЮ ХУДУК и КОМИНТЕРНА. Для усиления ПО и усиления разведки в Передовой Отряд высылаются взвода пеших разведчиков стрелковых батальонов.
26.10.1942г. За счёт роты дислоцирующейся с.ЯНДЫКИ ПРОМЫСЛОВОЕ выслан стрелковый взвод, отделение автоматчиков, взвод 50мм миномётов, один станковый пулемёт с задачей недопустить не допустить возможное действие диверсионных групп противника.
27.10.1942г. с целью «Разведать группировку противника на рубеже ЯШКУЛЬ АДЫК. Уточнить наличие оборонительных работ в этом районе. Выслан разведотряд в направлении АДЫК с задачей установить наличие противника в этом районе. В 15-00 отряд в зим. Клх.им. Дмитриева встретился с противником и вернулся в зим.клх.им.КОМИНТЕРНА . в 17 -00 противник силою до усиленного батальона с 6-8 танками, 6-8 бронемашинами атаковал и уничтожил ПО в Зим. Клх.им.КОМИНТЕРНА. Вернулся Вернулся командир ПО с четырьмя бойцами. Отряд погиб по вине командира отряда Мл.Лейтенанта, Милюкина (фамилия вписана от руки -прим.А.С.)который проявил трусость бежав с поля боя бросив отряд.
18-00. Противник начал сосредоточение сил в районе ХАРЦИГЛЮ ХУДУК, окружая передовой отряд 1-го ОСБ, беспрерывно освещая местность ракетами. Командир ПО ХАРЦИГЛЮ ХУДУК принял решене отходить из района обороны и в 6-00 28.10.1942г. достиг Зим.клх.им.Ильича, где занял оборону.
28.10.1942г. 6-00 задача определить наличие противника и его группировку в районе КОМИНТЕРНА, ХАРЦИГЛЮ –ХУДУК. Для уяснения обстановки в районе КОМИНТЕРНА и ХАРЦИГЛЮ-ХУДУК выслан развед. Отряд в составе двух танков, четырех бронемашин, взвода автоматчиков, два ПТР на двух грузовых автомашинах. Части бригады приведены в боевую готовность.
15-00 Вернулся разведотряд из Зим.клх.им КОМИНТЕРНА, ХАРЦИГЛЮ – ХУДУК. Передовой отряд в этих районах не обнаружен. В КОМИНТЕРНА найдено несколько поломанных винтовок, шинель и т.д.
29.10.1942г. 10-00. Командир ПО принял решение отойти из зим. Клх.им. ИЛЬИЧА. В 2-х километрах восточнее ИЛЬИЧА отряд был догнан танками противника и самолётами и уничтожен. В этом происшествии сказалась неграмотность командира отряда Мл.Лейтенанта ДЕШЕНКО, который начал отход с рубежа обороны, по неизвестной причине просидел в свх (опечатка прим.-А.С.) им ИЛЬИЧА целую ночь, а в светлое время суток решил продолжить отход, благодаря чему отряд был обнаружен и разбит.
5.20 Согласно приказания командующего Армией ПО заменить действиями подвижных отрядов Его задача- контроль района БУДЁННЫЙ , КОМИНТЕРН, ХАРЦИГЛЮ-ХУДУК. Подвижный отряд отправлен.
В 13-00. 29.10.1942г. достиг БУДЕННОГО где был обстрелян самолётами противника. Выведено из строя две автомашины.
30.10.1942.г в 7-00 в трех километрах Юго-Восточнее БУДЁННОГО подвергся нападению самолетов противника. В результате сожжено четыре автомашины и одна бронемашина. Одновременно подверглись нападению танков и бронемашин противника в результате чего отряд был рассеян. Из отряда вернулось 33 бойца и 4-ре средних командира, семь убито и восемь пропавших без вести.
30.10. 17-00. Выслана разведка в пески АМТЯ. Противника не обнаружено. ПО в БУДЁННОМ и НАРЫН-ХУДУКЕ занимают прежние положения.
8.11. 1942г. Частный боевой приказ Штарма 28 №- 20 от 2.11.1942г. Обеспечить охрану оборону и бесперебойное движение По ж.д. КИЗЛЯР –АСТРАХАНЬ от ст.УЛАН-ХОЛ до ст.ЛИНЕЙНОЕ.
Гарнизоны начали выход на станции и разъезды ж.д.Линейное –УЛАН-ХОЛ.
а/ Разъезд №3стрелковый взвод усиленным одним станковым пулеметом от 1-го ОСБ.
б/ ст.Басы. Рота автоматчиков со средствами усиления.
в/ Разъезд №-4 Стрелковый взвод со средствами усиления от 4-го ОСБ.
г/ Ст.ЗЕНЗЕЛИ Стрелковая рота со средствами усиления от 4-го ОСБ.
д/ Разъезд №6 Стрелковый взвод со средствами усиления от 2-го ОСБ.
е/Разъезд №7. Стрелковый взвод от 2-го ОСБ.
ж/ Разъезд №8. Стрелковый взвод со средствами усиления от 3-го ОСБ.
з/ Ст.УЛАН-ХОЛ. Стрелковая рота со средствами усиления от 3-го ОСБ.
Созданы маневренные отряды с задачей: ВО взаимодействии с гарнизонами не допустить подхода противника к линии железной дороги и захвата станций и разъездов, уничтожив противника на подступах к ней.
Отряд №-1. Рота автоматчиков, взвод ПТР ИПТД, пульвзвод пульбата, взвод 82мм минометов. Отряд действует как десант на БЕПо 2/33.
Отряд №-2 Отряд автоматчиков , взвод ПТР ИПТД, Пульвзвод пульбата, взвод 45 мм орудий . Средства передвижения 7.машин.
7.11 1942. Шифровка Штарма 28 от 6.11.42. Занять и упорно оборонять Зимовье колхоза им КОМИНТЕРНА
Отправлен ПО от 4-го ОСБ а составе: Стрелковая рота, два орудия ПТО, взвод 50мм минометов, 6 ружей ПТР, 2 станковых пулемёта. Командир ПО - Зам .командира 4-го ОСБ Лейтенант ШУЛЕР. В 8-00. 7.11.42г. ПО занял зимовье колхоза им. КОМИНТЕРНА и приступил к инженерным работам.
9.11. 1942 Гарнизоны заняли ж/д станции и разъезды на линии ЛИНЕЙНОЕ –УЛАН-ХОЛ и приступили к инженерному оборудованию участков обороны.
10.11.1942.на станции ж/д АСТРАХАНЬ –КИЗЛЯР выдвинуты постоянные гарнизоны а разъезды от 3-го разъезда до ст.УЛАН-ХОЛ и приступили к оборонительным работам на этом участке.
Для взаимодействия с этими гарнизонами созданы маневренные отряды: один на бронепоезде и один на автомашинах в составе роты автоматчиков.
11.11.1942г. Самолёт противника « Фокке –Вульф» вёл разведывательные полёты над расположением ПО в Зим.клх. им.КОМИНТЕРНА.
12.11.1942г. Самолёты противника «Фокке-Вульф» под прикрытием «МЕ-109» вели Разведку зим.клх.им. КОМИНТЕРНА.
13.11.1942г. Противник силою до 13-14 средних танков 13-14 танкеток, 8-10 бронемашин и до двухсот автоматчиков в 10-00. 13.11.42г. атаковал ПО от 4-го ОСБ в Зимовье колхоза им. КОМИНТЕРНА. Командир дал красную ракету/сигнал к бою/ и обстрелял противника. Завязался ожесточённый бой, продолжавшийся 8 часов, до 18-00 13.11.42г. Были расстреляны все снаряды к ПТО, патроны к ПТР, Мины к 50 мм.миномётам, после чего отряд был смят танками противника и уничтожен. Из отряда спаслись два младших командира два бойца, трое из них ранены.
14.11.1942г Выслана разведка в Зимовье колхоза им.КОМИНТЕРНА в составе 8 автоматчиков на машине. Разведка обнаружила на месте боя до 50-ти трупов красноармейцев. Матчасти на поле боя за исключением винтовок не обнаружено. В 22.-00 выслана разведка в зим.клх.им.КОМИНТЕРНА в составе 30 человек на трех автомашинах с задачей: выяснить наличие противника в этом районе и одновременн подобрать матчасть на поле боя и зарыть трупы убитых красноармейцев.
15.11.1942г. Разведотряд высланный в зимовье клх.им.КОМИНТЕРНА встретился с противником силою до трех танков и трёх четырёх танкеток, был обстрелян и вернулся недостигнув места назначения. Потерь нет.
17.11.1942г. Четыре самолёта противника обстреляли разъезд №-3. После обстрела их ружейно-пулемтным огнём один самолет противника был подбит и врезался в тендер паровоза. 4 человека экипажа убиты.
5.12.1942 г. Шифровка Штарма 28
Передовой отряд от2-го ОСБ в зимовье колхоза им.БУДЁННОГО –снят.
27.12.1942г. 6-00. Приступили к снятию ПО гарнизоновна ж/д станциях и разъездах и сосредоточению их на место дислокации частей.
20-00. Передовые отряды и гарнизоны закончили сосредоточение.
29.12. 1942г. Бригада приступила к сдаче обороны рубежей Басинского Гарнизона.
- Информация о материале
- Автор: Алексей
- Категория: Хронографъ
- Просмотров: 623
Рейтинг: 5 / 5
Почти тридцать лет назад, в мае далёкого 1989 года автору этой съёмки в условиях необычайной загруженности работой удалось на майские праздники побывать на свой малой Родине и навестить отца,родных, встретиться с друзьями детства. Необычность этой поездки заключалась в том, что с собою я взял редкостный по тем временам как сейчас сказали бы гаджет. Японскую кассетную видеокамеру VHS "Hitachi".Не имея ни какго опыта оператора, если не считать что умел включать да выключать сие устройство премудрых японских инженеров изобретателей, я с энтузиазмом стал снимать все подряд! Улицы села из движущегося старенького Москвича зятя Михаила Ермолаевича Толстова, застолья у родственников и отца, в общем всё и вся, что попадалось на глаза, и хотя с собою прихватил три видеокассеты, снять всё что хотелось конечно не удалось, да и то что снял, сейчас имеет только одну ценность, архивную. Ни какими другими достоинства не отличаясь. Кассеты долго служили только для домашнего просмотра, и только с появлением цифровых устройств в первые годы нового столетия, появилась возможность перевести записи в цифровой вид. Что собственно и удалось сделать. Для удобства просмотра, записи с видеокассет, которые к тому времени стали терять свое качество из-за изношенности за давностию лет, были пережаты с анлога в цифру на DVD, С появлением интернета, стало возможно, сконвертировав их в необходимый формат выложить в сеть, что я собственно и сделал, на радость и удивление многих сельчан давно забывших о том далёком событии. Остаётся только сожалеть о том, что сами герои съёмок ветераны ВОВ этих кадров не увидели, оставив эту привелегию потомкам.
- Информация о материале
- Автор: А.Смолянинов
- Категория: Хронографъ
- Просмотров: 787
Рейтинг: 5 / 5
Астраханские Епархиальные ведомости №5 от 1марта 1891г ИЗВЛЕЧЕНІЕ ИЗЪ ОТЧЕТА
о состояніи церковно-приходскихъ школъ и школъ грамоты въ Астраханской епархіи, за 1889-90 учебный годъ.
Церковно-приходскія школы въ уездахъ, съ указаніемъ, числа учащихся въ нихъ и особо - въ школахъ грамоты. при Николаевской—въ селе Яндыкахъ учащихся 28 мальчиковъ и 8 девочекъ—все православные; стр77
Въ IV Благочинническомъ округе: при Покровской церкви въ селе Абасинскомъ (курсив мой-А.С) учащихся 25 мальчиковъ—все православные; при Михаило-Архангельской — въ селе Михайловскомъ учащихся 8 мальчиковъ и 5 девочекъ-все православные;
при Казанской—въ селе Промысловомъ учащихся 39 мальчиковъ и 2 девочки—все православные; при Николаевской —въ селе' Оленичевскомъ учащихся 31 мальчикъ и 4 девочки—все православные; при Михаило-Архангельской—въ селе Карантинномъ учащихся (?) мальчикъ—все православные; при Никольской—въ селе Николаевке учащихся 16 мальчиковъ и 6 девочекъ—,все православные; при Николаевской—въ селе Яндыкахъ учащихся 28 мальчиковъ и 8 девочекъ—все православные; при Николаевской - на острове Логани учащихся 17 мальчиковъ и 2 девочки—все православные.
Итого церковно-приходскихъ школъ въ Астраханскомъ уезде 33, изъ коихъ 17 смешанныхъ, 15 для мальчиковъ - и 1 для девочекъ; въ нихъ обучалось 883 мальчика и 123 девочки: изъ нихъ православныхъ-было 1001, католиковъ—1 и раскольниковъ—4. Кроме того въ школахъ грамоты - 81 мальчик и 1 девочка. стр 78
Начальныя народныя училища другихъ ведомствъ съ показаніемъ числа учащихся, въ нихъ.
1) Въ Астраханскомъ уезде: а) въ веденіи Министерства Народнаго Просвещенія было: въ г.; Астрахани 26 школъ и въ
Астраханскомъ уезде 5 школъ - всего 31 школа; изъ нихъ 13 мужскихъ, 5 женскихъ и 13 смешанныхъ; въ нихъ обучалось
673 мальчика и 443 девочки, изъ коихъ православныхъ-1 ,0 4 2 , католиковъ —8, протестантовъ—7, армянъ —54 и раскольниковъ—2. б) Въ веденіи казачьяго ведомства, въ Астраханскомъ уезде, было 9 школъ, въ томъ числе 4 мужскихъ, 4 женскихъ и 1 смешанная; въ нихъ обучалось 147 мальчиковъ и 90 девочекъ—все православнаго вероисповеданія.
Итого въ Астраханскомъ уезде въ веденіи другихъ ведомствъ въ отчетномъ году было 40 школъ; въ нихъ учащихся было
817 мальчиковъ и 533 девочки. стр 83
Въ IV Благочинническомъ округе—въ селе Караванномъ. Здесь не имелось школы потому, что село Караванное новооткрытое.(курсив мой-А.С) стр 85. Действительно официальный статус Села Караванное зарегистрирован в 1889 году.