Палеолит
Каменный век по технике изготовления каменных орудий труда и другим признакам был разделен на палеолит, мезолит и неолит. Следы человека, а также ископаемых, вымерших животных прослеживаются с эпохи палеолита - древнекаменного века, который длился миллионы лет.
В палеолите производительные силы прошли длительный путь развития. Начав с примитивно оббитых галек, человек научился делать составные орудия из камня. Люди обрели оседлость и стали селиться в долговременных жилищах. Основными видами занятий были охота и собирательство.Узнать больше
Мезолит
Приблизительно 13,5-13 тысяч лет назад началось глобальное позднеледниковое потепление после длительного оледенения. Началась новая эпоха мезолита - среднекаменного века.
Древнейшие мезолитические памятники, обнаруженные в Астраханской области и на ее восточных границах, датируются ХI-IХ тысячелетиями до нашей эры
Хозяйство мезолитической эпохи характеризовалось безраздельным господством присваивающего уклада, который основывался преимущественно на эксплуатации природных ресурсов речных долин и озерных котловин.Узнать больше
Неолит
Неолит - новокаменный век - завершил эпоху камня. В Поволжье неолит датируется VI и V тысячелетиями до нашей эры.
Его иногда называют керамическим веком, так как в это время люди научились лепить из глины и обжигать на костре посуду.
Важнейшей особенностью неолита считается переход от присваивающих форм хозяйства - охоты, рыболовства, собирательства - к производящим - скотоводству и земледелию.
Неолит завершил каменный век и подвел человечество к порогу новой эпохи. Узнать больше
Энеолит
Первый период эпохи металла называют энеолитом («энеус» в переводе с латинского - медь, «литос» - камень), т.е. меднокаменным веком. В энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные.
Десятки энеолитических стоянок и сотни местонахождений с кварцитовой индустрией обнаружили археологи в степях Север-ного Прикаспия, недаром одну из энеолитических культур назвали прикаспийской.
Кроме стоянок, в Северном Прикаспии обнаружены и исследованы энеолитические погребения и могильники.
Энеолитические племена нашего края продолжали заниматься охотой и рыболовством, но скотоводству с этого времени отводится все большая роль.
О зарождении имущественной и социальной дифференциации в Поволжье в период развитого энеолита свидетельствуют находки каменных скипетров, которые считаются символами власти. Начинается патриархальный этап общественного развития, процесс расслоения аморфного до сих пор общества, выделения вождей и знати, которые сосредотачивают в своих руках власть и богатство.Узнать больше
Ямная культура
В раннем бронзовом веке в III тысячелетии до нашей эры территорию нашего края заселяли племена ямной культуры. Ямные племена хоронили умерших в простых могильных ямах, от которых и произошло название этих племен. Над ямами насыпали курганы.
Ямные племена считаются первыми степными кочевниками. Вести прежний образ жизни стало затруднительно, поэтому на смену придомному скотоводству, дополняемому охотой, рыболовством и собирательством, приходит кочевое скотоводческое хозяйство, хотя рыболовство попрежнему оставалось надежным источником питания на территории Астраханского края.
Скотоводство, составляющее основу хозяйства ямных племен Нижнего Поволжья, способствовало раннему и быстрому развитию частной собственности на скот и выделению патриархальной семьи как хозяйственной единицы.Узнать больше
Катакомбная культура
В начале второго тысячелетия до нашей эры на смену ямной приходит катакомбная культура, получившая название от особенности погребального обряда: в одной из стенок подкурганной ямы для захоронения вырубали особую камеру - катакомбу.
Для катакомбного общества характерно намеренное подчеркивание профессии умершего, известны захоронения разного ранга знати, оружейников, литейщиков, колесников, кожевников, воинов, художников, служителей культа и т.д. В катакомбном обществе уделялось большое внимание подчеркиванию социальной и профессиональной принадлежности.
Сосредоточение главного богатства - скота в руках отдельных семей привело к появлению богатых и бедных, о чем свидетельствуют курганы, каждый из которых служил кладбищем отдельной семьи.
В родовых могильниках, в каждом кургане этого времени основным является мужское погребение главы патриархальной семьи. В детских погребениях находят от нескольких десятков до сотен овечьих астрагалов, которые служили игральными костями. В погребениях встречаются также кости крупного рогатого скота.
Не потеряли значения в хозяйстве охота и рыболовство. Племена жили большими родовыми поселками, которым соответствовали и родовые курганные могильники, где каждый курган принадлежал отдельной семье.Узнать больше
Срубная культура
После катакомбных племен во 2 тыс. до н.э. в степях и лесостепях от Нижней Волги до Днепра на западе и до Приуралья на востоке расслелились племена срубной культуры. У племен срубной культуры умерших хоронили в грунтовых ямах, в которых иногда устраивались деревянные срубы, отчего и получила свое название эта культура.
Погребенных клали на левый, реже на правый бок в скорченном положении с согнутыми руками, головой на восток или северо-восток.
С XV в. до н.э. срубные племена основательно осваивают степь, о чем говорит появление большого количества одновременно существующих поселений, первоначально возникавших на первых пойменных террасах по берегам рек и степных озер.У срубных племен существовала металлообработка.
Археолого-этнографические материалы говорят о том, что древняя могила являет собой представления людей о модели мира: подземная часть символизирует нижний мир, надземная - верхний. Это членение соответствовало представлению о двух основных душах человека. Первая из них известна в этнографии как душа - тень. Ее посмертное существование связано с низом. Это темная сила. Вторая из двух душ, известная как душаимя, душаптица, являлась олицетворением бессмертия. Ее посмертное существование было связано с верхом, с солнечным восходом. Идея совмещения в человеке, как и во всем сущем, двух противоположных начал - темного и светлого - лежала в основе всего первобытного мировоззрения.Узнать больше
Савромато-сарматские племена в Астраханском крае. Савроматы, кочевые скотоводческие племена, родственные скифам, в степях Поволжья и Приуралья (7-4 вв. до н. э. ). В общественной жизни значительную роль играли женщины (вожди, жрицы). Объединение савроматов и других племен стало называться сарматами. Сарматы объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, языги и др.). В 6-4 вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до р. Волги. В 3 в. до н. э. вытеснили из Сев. Причерноморья скифов. Вели войны с государствами Закавказья и Римом. В 4 в. н. э. разгромлены гуннами. Сарматы, Савроматы (Sarmatai, Sauromatai) — имя частью этническое, обозначающее отдельную народность, частью географическое, под которым в разное время и у различных писателей разумелись разные народы, не находившиеся в родстве между собою и населявшие неведомые для древних греков и римлян обширные пространства нынешней России отчасти восточной Германии и Австрии.Узнать больше
Савроматская археологическая культура в Астраханском крае. Савроматы, кочевые скотоводческие племена, родственные скифам, в степях Поволжья и Приуралья (7-4 вв. до н. э. ). В общественной жизни значительную роль играли женщины (вожди, жрицы). Объединение савроматов и других племен стало называться сарматами.Узнать больше
Сармато-аланские племена в Астраханском крае. Сарматы, объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, языги и др.). В 6-4 вв. до н. э. жили на территории от р. Тобол до р. Волги. В 3 в. до н. э. вытеснили из Сев. Причерноморья скифов. Вели войны с государствами Закавказья и Римом. В 4 в. н. э. разгромлены гуннами. Аланы, ираноязычные племена сарматского происхождения.Узнать больше
Хазарский каганатХазарский каганат - государство в сер. 7 — кон. 10 вв. во главе с каганом. Столица — Семендер, с нач. 8 в. — Итиль. В нач. 8 в. — территория Сев. Кавказа, Приазовья, большая часть Крыма, степные и лесостепные территории до Днепра. Торговля с народами Вост. Европы, Ср. Азии, Закавказья и др. Верующие: иудеи, мусульмане, христиане. В 964-965 разгромлен князем Святославом Игоревичем.Разбив хазар, Святослав захватил их города, в том числе Итиль и Саркел. Итиль уже не оправился после этого удара, а Саркел стал русской крепостью -Белой Вежей.Узнать больше
Религиозные верования Хазарии. Хазары не оставили нам литературных произведений, религиозных трактатов, исторических хроник. Поэтому мы вынуждены прибегать к разрозненным данным средневековых авторов и археологическим материалам. Пожалуй, наиболее освещен идеологический аспект хазарской культуры. Выше уже говорилось, что хазары представляли собой этнос, сложившийся в результате слияния различных племен, как издавна обитавших в Предкавказье, так и пришедших сюда с Востока. Это наложило отпечаток и на религию хазар.Узнать больше
Кочевники предмонгольской эпохи. Степи Нижнего Поволжья и Северного Прикаспия с древнейших времен служили воротами для кочевников, прорывающихся с Востока в Европу. Великолепные пастбищные угодья, обилие воды малоснежные зимы всегда привлекали сюда кочевников-скотоводов, которые обосновывались в этих местах и при определенных исторических условиях начинали вести здесь комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство.Узнать большеУзнать больше
Гунны в Астраханском крае.Гунны, кочевой народ, сложился во 2-4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на запад (с 70-х гг. 4 в.) дало толчок т. н. Великому переселению народов. Подчинив ряд германских и других племен, возглавили мощный союз племен, предпринимавший опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества достигли при Аттиле.Узнать больше
История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.