Из истории раннего заселения Царицынского и Кизлярского трактов (вторая пол.XVIII в.) /в сокращении/
В истории освоения степей Волго-Донского междуречья крестьянами особое место занимают мероприятия российского правительства по заселению важнейших сухопутных артерий юго-востока России – Царицынского и Кизлярского трактов. Заселение этих стратегически важных для России прежде всего в геополитическом плане дорог являлось одним из важнейших компонентов политики российских властей в юго-восточном регионе на протяжении второй половины XVIII –первой половины XIX в.в.,
История заселения Кизлярского и Царицынского трактов теснейшим образом связана с созданием Кавказской укреплённой линии, основание которой было положено строительством в 1735 году Кизлярской, а в 1763 году Моздокской крепостей. Жизнеспособность новой линии, а значит, и успех российской колонизации в то время во многом зависели от состояния Кизлярского тракта, по которому на Кавказ доставлялось всё необходимое. Кизлярский тракт являлся составной частью Астраханского тракта, который начинался в Москве, проходил через Тамбов, Царицын, Астрахань, Кизляр и заканчивался в Моздокской крепости. Протяжённость Астраханского тракта составляла 1972 верст, из которых 560 вёрст приходились на Кизлярскую дорогу, пролегавшую в большей своей части по местности безводной, засушливой и безлюдной, что сильно ограничивало пропускную способность дороги и ставило под угрозу срыва снабжение российских войск на Кавказе
Необходимо отметить ещё и то, что отсутствие укреплённых пунктов вдоль пути и вообще каких-либо поселений во многом облегчало горцам и татарам возможность совершать свои нападения на проезжающих и на мирных жителей Астраханской губернии. 16 сентября 1763 года только вступивший в должность астраханского губернатора Н.А. Бекетов поручил сотнику Астраханского казачьего полка И. Голубеву с 6 казаками проехать по дороге от г. Астрахани к г. Кизляру и составить её описание. Отряд должен был измерить расстояние дороги и подыскать пригодные к поселению места. Казаки в точности выполнили задание и уже 10 октября того же года Голубев представил губернатору описание дороги. Отрядом был измерен путь в 351 версту от г.Астрахани к Кизляру и на всём его протяжении на расстоянии от 5 до 34 вёрст друг от друга выбраны 11 пунктов под поселения [2, с. 68] 2. Бирюков И.А. История Астраханского казачьего полка. Астрахань. 1911.. Внимательно ознакомившись с описанием дороги, Бекетов обратился в Сенат с предложением перенести Кизлярский тракт ближе к Каспийскому морю и учредить вдоль него несколько населённых пунктов [4] . Российский государственный архив древних актов (РГАДА.). В них губернатор предложил поселить астраханских и кизлярских казаков, дополнив их беглыми крепостными, проживавшими в Астрахани. Все они должны были получить по 10 рублей на двор для обустройства, а расходы на содержание дороги планировалось возложить за плату на калмыков. В целях возмещения затрат на содержание дороги Бекетов считал необходимым ввести пошлину для проезжавших и разрешить государственную винную торговлю на тракте [5] 5. Российский государственный военноисторический архив (РГВИА). Ф.23. Оп.1. Д.111. Л.6об-7.. Сенат в целом одобрил инициативу астраханского губернатора и в 1765 году поручил военному инженеру Левину обследовать дорогу, составить её подробное описание, а также в целях обеспечения безопасности тракта рассмотреть вопрос о постройке двух крепостей между Астраханью и Кизляром [4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.), л. 215]. В том же году Бекетов и Левин представили в Сенат свои сметы расходов и соображения о количестве людей, необходимых для поселения на тракте. Бекетов предложил привлечь к поселению на тракте 1000 семей донских казаков, но Сенат отклонил его проект [4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.), л. 216],
После этого дело о заселении Кизлярского тракта приостановилось на 12 лет. Следующая попытка заселения указанного тракта была предпринята во второй половине 70-годов XVIII века. В 1775 году в России была осуществлена реформа, установившая новую систему административно-территориального устройства страны и местного управления. Проведение реформы, в свою очередь, выдвинуло на передний план решение проблемы приведения в порядок существующей сети дорог и создание новых путей сообщений, способных связать прочной нитью со столицей и между собой новые административные губернские и уездные центры.
В 1777 году астраханский губернатор П.Н. Кречетников поручил местным властям поискать среди местных жителей согласных поселиться на Кизлярском тракте, одновременно выяснив: «какие надобны им притом привольности в торгах, сенокосе, в хлебопашестве, в рыболовстве, скотоводстве» [4, л. 216] » 4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.) Ф.16. Оп.1. Ч.4. Д.613. Л.214.. Так как добровольцев поселиться не нашлось, то командующий войсками Астраханской губернии генерал И.В. Якоби 25 ноября 1777 года вошёл в Сенат с представлением поселить принудительно на Кизлярском тракте «сходцев из верховых городов Волги» и крестьян, которые прибыли в губернию на поселение, но в силу различных обстоятельств не были устроены и добывали себе средства к существованию работами на соляных и рыбных промыслах. Этих людей он планировал поселить с денежными пособиями в 5-6 местах тракта, рассчитывая, что если они приживутся в новых селениях, то «может к тому и охотники скажутся, чрез что со временем Кизлярская дорога и довольно населиться может» [4, л. 217] » 4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.) Ф.16. Оп.1. Ч.4. Д.613. Л.214..
Предложения Якоби заинтересовали некоторых жителей Астраханской губернии. Свои услуги в деле заселения тракта предложили администрации служащий Астраханской садовой конторы Юсуп Тартбердыев, татарин Есек Юсупов с 20 кибитками калмыков и татар, в урочище Зензели со своими крепостными крестьянами (21 чел.) изъявил желание поселиться полковник Астраханского казачьего полка Персидский, у Линейной заставы бывший работник портовой таможни Богданов. Кроме того, в урочище Зензели уже проживали недавно поселившиеся там крестьянин Шапошников и отставной матрос Павлов, в обязанности которых входили обеспечение проезжавших по тракту продовольствием. Всем подавшим прошения о поселении на Кизлярском тракте Сенат распорядился выдать на обустройство беспроцентной ссуды в размере 3 тысяч рублей с последующим их возвратом в течение 10 лет [4, л. 220] » 4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.) Ф.16. Оп.1. Ч.4. Д.613. Л.214..
Несмотря на предпринятые астраханской администрацией усилия, провести заселение Кизлярского тракта тогда не удалось. В 1783 году астраханский губернатор М.М. Жуков сообщал командующему войсками Кавказской линии генерал-поручику П.С. Потёмкину, что «от Астрахани до Кизляра нет не только селения, но и вообще какого-либо жительства» [4, л. 213] » 4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.) Ф.16. Оп.1. Ч.4. Д.613. Л.214..
. В середине 80-х годов XVIII века в истории освоения юго-востока России наступил новый этап. В соответствии с административной реформой 1775 года на юго-востоке России в 1785 году было создано Кавказское наместничество в составе двух областей – Астраханской и Кавказской.
Административно-территориальные преобразования на юго-востоке страны были оформлены указом от 9 мая 1785 года «Об устройстве Кавказской губернии и области Астраханской».
Сухопутная сеть дорог России с её отсталой технической базой в этот период находилась в состоянии кризиса, на юго-востоке к этому ещё добавлялась слабая заселённость дорог.
Первым шагом в этом направлении стало принятие 13 января 1782 года именного указа «О составлении примерной почтовой карты всех дорог и подробного обозрения всех способов к устройству почт для удобного сообщения между всеми местами империи», где генерал-губернаторам предписывалось составить примерную почтовую карту дорог и собрать сведения о возможности прокладывания новых, более удобных в торговом отношении дорог [6, т.XXI. №15323, с.378] 6. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395.. На юго-востоке, помимо Кизлярского тракта, наиболее удобными также были признаны две дороги, ведущие на Кавказскую линию: первая от города Царицына (ныне город Волгоград), вторая от административного центра донского казачества Черкасска.
Правительственный курс на заселение двух указанных трактов получил законодательное оформление в указе от 9 мая 1785 года «О устройстве Кавказской губернии и области Астраханской». Новые селения предписывалось учреждать вдоль трактов на расстоянии от 15 до 30 вёрст друг от друга, а их жителям определялось пособие в размере 20 рублей на двор. В отношении контингента поселян предпочтение отдавалось отставным солдатам, а сами поселения в целях безопасности рекомендовалось обносить земляными укреплениями [6, т.XXII, №16194, с.390] . Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395.. К поселению вдоль дорог также приглашались калмыки, которым в случае их на то согласия обещались щедрые награды и помощь в хозяйственном обзаведении. Не был забыт в указе и Кизлярский тракт: на него, правда, рекомендовалось привлекать исключительно «татар, калмыков, и тому подобных для поселения и заведения всякого хозяйства и промыслов» [6, c. 392. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395.]. Вслед за упомянутым указом последовали ещё два (от 1 июня 1785 года и от 19 августа 1786 года), окончательно определившие порядок переселений в Кавказское наместничество, контингент переселенцев и льготы для них [6, т.XXII, №16210, с.415, №16429, с.676-677]. . Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395. Тракты решено было заселять отставными солдатами, однодворцами, государственными и дворцовыми крестьянами, им предоставлялась полуторагодичная льгота от уплаты налогов и разрешалось переселяться неполными семьями и с недоимками, но с условием уплаты их на новом месте. Переселения должны были осуществляться на добровольной основе, что отдельно подчёркивалось в пункте четвёртом указа от 19 августа 1786 года [6, т.XXII, №16429, с.677. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395.]. После выхода упомянутых указов местные власти активно включились в работу по подготовке приёма переселенцев, представив в середине 1787 года на рассмотрение П.С.Потёмкину карту наместничества с указанием мест предполагаемых поселений и ведомость о желающих поселиться на трактах [1, 1886, №41]. Властям достаточно быстро удалось найти добровольцев для поселения на Черкасском и Царицынском трактах. Уже в 1785 году там изъявили желание водвориться 800 однодворцев из различных губерний и 1000 татар из Пензенского наместничества [6, т.XXII, № 16210, с 415] . Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395.. Для их обустройства выделили 50 тысяч рублей. В отличие от прошлых лет, когда переселенцев различных категорий и губерний селили вместе, Потёмкин решил осуществить поселение более или менее однородными группами. Для этого он внёс изменения в расселение некоторых партий переселенцев, которым уже были назначены места. В итоге к поселению на Царицынский тракт были назначены татары Казанской и Вятской губерний, а на Черкасский тракт – войсковые обыватели Харьковской губернии [1, 1886, №41] 1.Бентковский И.В.Первоначальное устройство административных учреждений на Кавказской линии // Ставропольские губернские ведомости. 1886. № 41, 1887. № 4-6..
К поселению на трактах власти пытались привлечь и калмыков, хотя и без успеха. В рапорте к императрице от 22 февраля 1786 года П.С. Потёмкин сообщал, что в г. Астрахани находятся 300 душ крещёных калмыков, которых он планирует с наступлением весны поселить на Кизлярском тракте, предоставив им необходимую помощь от государства [10]. 10 РГАДА. Ф.16.Оп.1.Д.919.Л.37об-38. Несмотря на усилия местной администрации, привлечь калмыков к поселению на трактах не удалось.
Неудачно сложилась судьба и у большинства поселений Царицынского тракта, которые прекратили своё существование уже через несколько лет после своего образования. Их жители не смогли приспособиться к тяжелейшим природным условиям Калмыцкой степи, к её солончаковому и глинистому грунту, к солёной воде, к частым засухам и нашествиям сусликов и саранчи, которые на корню уничтожали весь урожай хлебов. Из-за отсутствия леса и даже камыша многие поселяне погибли от холода, не сложились у них отношения и с калмыками, которые, будучи недовольными передачей «немалого количества удобных земель» в Донскую область, грабили поселян, угоняли скот.
Под давлением перечисленных обстоятельств переселенцы трёх из четырёх населённых пунктов покинули свои селения и перебрались в город Царицын и в донские станицы. Местные власти, узнав об уходе переселенцев, вступили с ними в переговоры, предложив им вернуться и вместе с администрацией повторно осмотреть покинутые места. Но переселенцы наотрез отказались возвратиться на тракт и со своей стороны попросили администрацию разрешить им поселиться на реке Ахтубе, в урочищах Татарской Мечетке или в Ханской Роще [11] 11. РГАДА. Ф.16.Оп.1.Д.33. Л.16-16об.. После долгих согласований и переговоров покинувших свои поселения на Царицынском тракте крестьян разместили в с. Каменный Яр на р. Волге и в трёх новых населённых пунктах Кизлярского тракта.(каких?)
На рубеже 80-90годов XYIII века выходцами из Малых Чапурников были основаны селения на Кизлярском тракте – Курочкино и Зензели. Недалеко от этих селений и на том же тракте, примерно в 1791 году, появилось ещё одно татарское село – Линейное, которое с разрешения астраханской администрации образовали выселенцы из села Каменный Яр [13] . История Астраханского края. Астрахань. 2000. С.222..
Намечавшееся поселение государственных крестьян на Царицынском тракте так и не состоялось. Этому, возможно, помешали выход в 1806 году указа о назначении земель калмыкам и начавшиеся затем работы по определению границ. Такими же малоуспешными были попытки заселения Кизлярского тракта. Здесь удалось освоить тоже только участки дороги, прилегающие к городам. Со стороны Кизляра поселения крестьян были доведены до деревни Владимировки, а со стороны Астрахани – до урочища Зензели. Между этими крайними пунктами продолжал оставаться без заселения огромный участок дороги, пролегавший через кочевья калмыков. Несомненным успехом администрации можно считать учреждение по всему Кизлярскому тракту 11 почтовых станций, которые до конца 40-х годов XIX века являлись единственными местами, где путники могли найти себе приют. Завершая обзор истории заселения Кизлярского и Царицынского трактов во второй половине XVIII века, необходимо отметить, что эта проблема являлась частью правительственного курса, направленного на завоевание и укрепление позиций России на Северном Кавказе. Первые попытки их заселения относятся к 60-м годам XVIII века, что было вызвано военными успехами России в её геополитическом противостоянии с Турцией за влияние на Кавказе и в Крыму.
В своём продвижении на Кавказ Россия опиралась на систему укреплённых пограничных линий, в связи с чем огромное значение приобрёл фактор дорог, от состояния которых зависело снабжение войск и эффективность административного управления на приграничных территориях. До середины 80-х годов переселенческая политика государства направлялась главным образом на заселение Астраханско-Кизлярского тракта, являвшегося частью важнейшей в стратегическом плане дороги Москва-Моздок.
Обе важнейшие для юго-востока России дороги (Кизлярская и Царицынская) проходили через кочевья калмыков, где не имелось населённых пунктов. Правительство предприняло энергичные меры по заселению этих дорог, предоставив переселенцам пособия и значительные льготы. Не придавали власти особого значения подборке переселенцев, которых в условиях недостатка людских ресурсов разрешено было вербовать среди самых различных категорий населения: отставных военных чинов, «сходцев» с верхневолжских городов, государственных крестьян, калмыков, татар и других. Несмотря на все усилия, успехи в заселении упомянутых трактов были достигнуты весьма скромные, и решить эту задачу в целом не удалось.
Астраханско-Кизлярский тракт, проходил вдоль северо-западного берега Каспийского моря. Почтовую гоньбу в пределах Астраханской губернии на 11 станциях исполняли местные казаки, а от самой удаленной от Астрахани станицы Гуйдукской до Кизляра службу несли казаки Терского войска. С приходом почты на станцию два очередных казака садились верхом на лошадей и сопровождали почтовую повозку до следующей станции, а затем возвращались домой. Офицер, заведующий службой конвойных казаков, носил звание «начальника Линейного тракта». Инспектирующим службу казаков из года в год приходилось отмечать, что живут служивые в плохих, часто неотапливаемых зданиях и помимо прочего сами заготовляют сено для лошадей. Служба казаков на Кизлярском тракте длилась до августа 1881 года, когда движение почты здесь было прекращено, и тракт упразднен.
Тяжелое положение первых переселенцев усугублялось стихийными бедствиями: засухи, восточные суховеи, пыльные бури, налеты саранчи и др. Все это вело к неурожаям и голодовкам. К числу неурожайных лет относятся 1788, 1813, 1817, 1823, 1833, 1848 гг.